Белому дому победоносная война на Кавказе была нужна именно в августе?

На модерации Отложенный

Для непосвященных вторжение грузинских войск в мирно спящий Цхинвал в ночь на 8 августа был, как гром среди ясного неба. Да, Саакашвили постоянно сотрясал воздух, но к его ястребиной риторике привыкли и не очень обращали внимание. Все, кроме российских военных.

В начале августа у северного портала Рокского тоннеля сосредоточилась мощная группировка российской армии, готовая в любую минуту выдвинуться к Цхинвалу. Она только что, 2 августа, менее чем за неделю до начала боевых действий, закончила учения «Кавказ-2008», в которых армия, ВДВ, морская пехота, ВВС и флот отрабатывали взаимодействия на случай вторжения грузинских войск в Юго-Осетию. Несмотря на то, что учения закончились, ударные соединения остались в степени наивысшей готовности.

Но почему Саакашвили выбрал для штурма Цхинвала именно 8 августа? Только потому, что в Пекине в этот день открывались Олимпийские игры, и внимание всего мира было приковано к этому красочному событию?

В какой-то степени это принималось в расчёт, ноне более. Основной же упор делался на блицкриг. Американские и израильские военные советники, разрабатывавшие операцию «Чистое поле» просчитали всё, кроме одного: успешный блицкриг может осуществлять только как следует обстрелянная армия. Грузинская же армия была хорошо обучена, я сам видел, как солдат готовили американские инструкторы, хорошо экипирована и вооружена по последнему слову техники. Однако пороху она не нюхала. А это на войне главное.

По замыслу тбилисских стратегов после предполагаемого молниеносного удара по Цхинвалу грузинские танки должны были столь же молниеносно выйти к Южному порталу Рокского тоннеля и закупорить его.

Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. При первом же столкновении с российскими миротворцами, грузинские части забуксовали. А танки, стоявшие наготове по ту сторону Кавказского хребта, немедленно ринулись через Рокский тоннель на помощь Цхинвалу и через 12 часов ворвались в город и с ходу, одним ударом выбили из него грузинские войска.

Два года назад ныне опальный и получивший во Франции политическое убежище, а тогда всесильный министр обороны и правая рука, ближайший друг и сподвижник Саакашвили Ираклий Окруашвили во всеуслышание пообещал соотечественникам, что встретит новый 2007 год в Цхинвале — своём, кстати, родном городе. В этом заявлении, как это могло бы показаться на первый взгляд, на самом деле не было ни бахвальства, ни шапкозакидательства: грузинская армия была уже достаточно подготовлена и вооружена, чтобы вести крупномасштабные боевые действия, а малочисленные осетинские подразделения могли только уповать на помощь России.

Но зимой Рокский тоннель, соединяющий Южнюю и Северную Осетии, на несколько месяцев перестает функционировать: на входе и выходе из него глубокий снег делает непроходимыми дороги как с одной, так и с другой стороны. В этих условиях Южная Осетия становилась лёгкой добычей для грузинской армии.

Я хорошо знаю эти места: учась в начале 60-х годов минувшего века в Тбилисском университете, активно занимался туризмом и горным альпинизмом.

Помню, как в марте 1964-го, после зимнего восхождения на Казбек, мы возвращались в Тбилиси. Чтобы не делать по железной дороге огромный крюк через Баку, решили пешком идти через Крестовый перевал, он, как и Рокский тоннель, тоже находится на высоте чуть более двух тысяч метров. Для автомобилей на всю зиму путь через перевал, и тем самым через Военно-Грузинскую дорогу, закрыт. Вышли глубокой ночью. Днём уже набиравшее силу солнышко размягчало снег, и любое сотрясение воздуха, даже чей-нибудь резкий кашель мог вызвать сход снежной лавины. Рокского тоннеля тогда ещё не существовало и в помине, его построили лишь в 1985 году, и главным инициатором строительства был, между прочим, Эдуард Шеварднадзе, тогдашний первый секретарь ЦК КП Грузии.

Тоннель, длиной в 3660 метров, пробитый на высоте две тысячи метров, стал одним из наиболее протяжённых в Европе. Но главное, он получил чрезвычайно важное значение для экономики Грузии, да и всего Закавказья как кратчайший путь, связывающий их с Россией. Магистраль так и назвали — Транскавказской.

Тогда никому даже в страшном сне не могло привидиться, что СССР рухнет всего через шесть лет и на Кавказе начнутся кровавые разборки, а Рокский тоннель из экономического станет военностратегическим.

Воинственный пыл Окруашвили остудили через Саакашвили американские советники: они тогда посчитали, что ситуация ещё не созрела. Обиженный министр обороны попёр против своего друга-президента, возглавил оппозицию, но оказался вначале в тюрьме, а затем во Франции. Время икс всё те же американские советники определили на нынешнее лето.

Почему именно август выбрали они для вторжения?

Начни Грузия операцию в конце ноября — начале декабря, и российская армия просто физически не смогла бы придти на помощь Юго-Осетии, а грузинская же армия действительно встретила бы новый 2009 год в Цхинвале. Информация, сообщённая министром иностранных дел Грузии Екатериной (Экой) Ткешелашвили на недавнем саммите ОБСЕ в Вене, на самом деле была чистой воды дезинформацией, а говоря попросту — откровенной ложью. Мадам утверждала, что нападение грузинских войск на Цхинвал в ночь на 8 августа было превентивным ударом, ибо Россия уже вот-вот собиралась начинать войну. На самом же деле именно грузинские части плотной дугой охватывали Юго-Осетию, грозно нависая над Цхинвалом.

Все разведданные говорили о том, что со стороны Грузии готовится вторжение, поэтому российские танки стояли наготове у Северного портала и только и ждали начала операции, этого сакраментального часа «Х». Начинать первыми они не могли, так как в этом случае весь мир заклеймил бы Россию как агрессора.

Перед 8-м августа обстановка была накалена до предела, артиллерийская дуэль не прекращалась всё лето, и обе стороны обвиняли в ней друг друга.

Если бы Грузия не хотела войны, она бы не наносила превентивный удар, но обратилась к мировому сообществу и добилась от ОБСЕ, чтобы её наблюдатели находились в каждом грузинском селе, которые с окружающих высот кольцом опоясывают Цхинвал, лежащий в долине реки Большая Лиахва, и фиксировали, кто первым начал очередную перестрелку. Вместо этого Саакашвили отдал приказ развёртывать войска, артиллерию и танки на подходе к Цхинвалу. Дальнейшее известно даже не по часам, но по минутам.

Возникает вопрос, неужели Саакашвили и его американские советники настолько глупы, что не понимали очевидного: в разгар лета, когда дороги, ведущие к Рокскому тоннелю, наиболее удобны для транспортного сообщения, Россия придёт немедленно на помощь Юго-Осетии?

Все это было хорошо известно американо-грузинскому командованию. Начинать в этих условиях войну являлось для Грузии самоубийственным безумием. И, тем не менее, в один из последних перед войной приездов Кондолизы Райс в Тбилиси на многолюдном митинге на вопрос Саакашвили: «Вы нам поможете?»,- Госсекретарь США отвечала без обиняков: «Мы всегда помогаем нашим друзьям!»

Так почему же американские советники насоветовали этот безумный план и без того безумному президенту Грузии?

Да потому что они подчинены не Михаилу Саакашвили, а своему Верховному главнокомандующему Джорджу Бушу. А дела у республиканца Буша плачевно плохи, его президентский рейтинг — самый низкий за всю историю Америки. И он тянет вниз рейтинг республиканского кандидата Маккейна, который в предвыборной гонке заметно уступал своему сопернику от демократической партии Бараку Обаме. И я абсолютно уверен, что Маккейну намекнули, что ему не стоит покидать США на летние каникулы, а может и прямо, без обиняков сказали всё, как есть, может даже вместе обсуждали ситуацию на Кавказе — свои же, в конце концов, люди! И Маккейн в нужное время оказался в нужном месте — в гуще американских избирателей и начал яростную агитацию против России. А Барак Обама со спокойной душой проводил в это время свой отпуск на Гаваях.

Результат известен: если до войны в Юго-Осетии мулат опережал янки на 8 процентов, то сразу после неё их рейтинги сравнялись, а Джон Маккейн даже вырвался вперёд. Но не надолго: сейчас Обама снова обогнал соперника и продолжает набирать победные проценты, однако его риторика в отношении военного конфликта в Юго-Осетии полностью совпадает с маккейновской. Похоже, Грузия, действительно, американский проект независимо от партийной принадлежности, позиции республиканцев и демократов в этом вопросе полностью совпадают.

Таким образом, становится понятным, почему Саакашвили бросился очертя голову в югоосетинскую авантюру: это было нужно не Грузии, а Белому дому, на который он молится. И Маккейну, ради которого Саакашвили чёрту душу продаст, что он и сделал. Потому что это дедушка Джон ввел юного Мишу в большой политический истэблишмент Америки, когда привёз его в США и организовал выступление в Никсоновском центре, а в 2005 году выдвинул вместе с Хиллари Клинтон кандидатуры Саакашвили и Ющенко ни много, ни мало — на Нобелевскую премию мира!

Несмотря на огромную разницу в возрасте (Саакашвили годится во внуки Маккейну) их связывает трогательная дружба, заквашенная на русофобии. Зато горячие симпатии главного советника кандидата в президенты США Джона Маккейна по международным делам и его бизнес-партнер Рэнди Шёнеманна (Randy Scheunemann) подогреваются солидным материальным интересом. Как пишет Associated Press, за последние три с половиной года он получил за лобистские сделки с правительством Грузии 200.000 и 800.000 долларов.

Как сообщает американское издание the Washington Post, в апреле этого года между Рэнди Шенеманном и президентом Грузии состоялся телефонный разговор, после которого Маккейн в своих публичных речах стал проявлять особую теплоту к грузинскому лидеру. Журналисты издания выяснили, что в день телефонного разговора фирма Шенеманна Orion Strategies подписала контракт на $200 тыс. на стратегическое консультирование грузинского правительства в Вашингтоне. Вдобавок в ходе выступления перед своими сторонниками в штате Пенсильвания уже в ходе югоосетинского конфликта Маккейн заявил, что провел телефонный разговор с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, выразил ему свою поддержку и сообщил, что «сейчас мы все грузины». В то время как президентская кампания Маккейна набирала обороты, Шунеманн выполнял двойственную роль — внешнеполитического консультанта кандидата и лоббиста Грузии. Между 1 января 2007 г. и 15 мая 2008 г. избирательный штаб заплатил Шунеманну за внешнеполитические консультации примерно 70 000 долларов. За тот же самый период правительство Грузии выплатило его фирме за лоббирование 290 000 долларов.

Джон Маккейн объявил о решении направить в Грузию двух своих сторонников — сенаторов Джо Либермана и Линдси Грэма. «Положение в Грузии остается нестабильным и опасным. Мои коллеги Либерман и Грэм как можно быстрее отправятся в Грузию», — сказал Маккейн на пресс-конференции в Вашингтоне. Оба эти политика входят в сенатский комитет по вооруженным силам и считаются ярыми сторонниками Маккейна, помогая ему во время предвыборной кампании.

Белому дому маленькая победоносная война на Кавказе была нужна именно в августе, перед съездом республиканской партии по причине простой, как варенная картошка: чтобы привлечь избирателя игрой мускулов. Да и сейчас ситуация в Грузии продолжает оставаться козырной картой американской внешнеполитической пропаганды, прежде всего республиканской.

Августовская авантюра в Цхинвале — это дело рук прежде всего американцев, Саакашвили выступал в ней как послушная марионетка, без благословения своих заокеанских покровителей он бы шагу не ступил. Но американцы просчитались. С точки зрения военной для операции «Чистое поле» самое время в КОНЦЕ НОЯБРЯ, когда глубокий снег заваливает подходы к Рокскому тоннелю Но слишком поздно для операции «Выборы президента США», которые проходят, как известно, в НАЧАЛЕ НОЯБРЯ!

В своём интервью телекомпании CNN Владимир Путин сказал, что «возникают подозрения, что кто-то в Соединенных Штатах специально создал этот конфликт с целью обострить ситуацию и создать преимущество в конкурентной борьбе для одного из кандидатов в борьбе за пост Президента Соединенных Штатов. И если это так, то это не что иное, как использование так называемого административного ресурса во внутриполитической борьбе, причем в самом плохом — в кровавом его измерении».

Все политобозреватели, политологи и политики сразу поняли, кого имел в виду премьер-министр России — это Маккейн. Белый дом немедленно и резко отреагировал: «Намеки на то, что США устроили это ради выгоды одного из политических кандидатов, не представляются разумными», — заявила пресс-секретарь Белого дома Дана Перино.

В свете всего вышеизложенного решайте сами, чья же всё-таки позиция неразумна: Путина или Белого дома (читай — Джорджа Буша)?

Валерий Каджая