Почему авиатопливо становится дешевле, а билеты остаются дорогими?

На модерации Отложенный

Весь год главной причиной роста цен на авиаперевозки нам называли подорожание нефти на мировом рынке. Но вот за последний месяц нефть упала в цене почти в два раза, но ни авиакомпании, ни пассажиры этого на себе не почувствовали.

16 октября президент Дмитрий Медведев лично вмешался в ситуацию. На совещании с Сергеем Ивановым он назвал рост цен на авиакеросин «безобразным» и потребовал немедленно «этот гордиев узел разрубить», например, «разобраться по линии антимонопольного регулирования». А 20 октября поручил контролировать ситуацию генпрокурору Юрию Чайке.

Реакция последовала немедленно: Федеральная антимонопольная служба подсчитала, что только за последнюю неделю сентября оптовые цены на авиакеросин в США снизились на 15,7%, а в России — только на 2%. В то же день ФАС направила семи крупнейшим нефтяным компаниям (ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», «Роснефть», «ТНК-BP», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и «НК «Альянс») письмо о необходимости снизить цены. Для закрепления урока ФАС оштрафовала сахалинского поставщика топлива «ТОК» и ростовского «ТЗК-авиа» (на вопрос «Новой», почему ФАС не вмешалась в ситуацию раньше, в пресс-службе ведомства ответить затруднились).

Нефтяные компании решили не доводить до беды: «Газпром нефть» объявила о снижении цен на керосин на 12%, ЛУКОЙЛ — на 9%. Как рассказали «Новой» в пресс-службе ЛУКОЙЛа, в августе компания дважды самостоятельно понижала цены на авиакеросин — на 4% и на 5%.

Теперь отпускная цена тонны керосина — 21 тысяча рублей.

Впрочем, по дороге в аэропорты цены успевают вырасти. Сергей Хоробрых, советник гендиректора екатеринбургского аэропорта Кольцово, рассказывает, что за последний месяц стоимость керосина в топливозаправочном комплексе Кольцово действительно упала, но с 29 920 рублей до 27 450. Как правило, чем дальше от Москвы, тем эта сумма больше.

И самое печальное: на пассажирах снижение топливных цен отражается мало. Пресс-секретарь S7 Ирина Колесникова пообещала корреспонденту «Новой», что компания пересмотрит ценовую политику, как только увидит реальное снижение цен, а «пока это только разговоры» и билеты на ближайшие два месяца распроданы по старой цене. В «Аэрофлоте» и ГТК «Россия» снижения цен пока тоже не видят. Зато еще с 10 сентября понизилась стоимость билетов в «Трансаэро» — на 3—5% по России и на 1,5% — за рубеж. Если государственные меры поддержки авиации окажутся действенными, гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова готова опускать цены и дальше.

«Цены снижают только из-за вмешательства сверху, рыночные механизмы здесь ни при чем, — считает Сергей Хоробрых. — Стоимость нефти упала почти в два раза, по-хорошему цена керосина должна понизиться на 30—40%, а не на девять. Для пассажиров это было бы заметно. А сейчас если билеты и подешевеют, то на копейки».

Елена Рачева