Россия нуждается в энергичной и мускулистой оппозиции
На модерации
Отложенный
17 октября на заседании исполкома "Другой России" нацболами было выдвинуто предложение провести "Марш несогласных", приуроченный к годовщине несвободных и "грязных" выборов в Государственную думу в декабре прошлого года. Предложение было принято нашими союзниками из ОГФ. Таким образом, в начале декабря (дату уточним) состоится "Марш несогласных" в городе Москве. Традиция маршей будет возобновлена: надеюсь, это радостное известие благотворно повлияет на моральный дух оппозиции. Массы хотят выходить и выражать свою волю, хотят выходить во что бы то ни стало.
Считать с калькулятором, больше ли вышло их, чем на марш предыдущий, бессмысленно, ибо массовый энтузиазм работает не по законам прогрессии, а по законам эмоций. В стране уже вовсю распоряжается Господин Кризис, оппозиция выйдет в декабре, чтобы бросить в лицо власти: "Мы же говорили, что вы бездарны! Вы завели страну в кризис! Убирайтесь вон, и чтобы вашего чекистского духа тут не было!"
Вопреки злобным слухам, распространяемым профессионалами дезинформации и несколькими истериками из среды самой оппозиции, я не ссорился с либералами и не имею такого намерения. Я прагматик и твердо верю, что только широкая коалиция оппозиционных партий способна вырвать власть из рук группы чекистов. Потому я естественный противник политического сепаратизма.
Мне неприятна попытка слепить либеральную армию из осколков разбитых организаций (съезд, как вы знаете, намечен у них на 13 декабря). Мне представляется неразумным, контрпродуктивным и попросту неумным клеить что-либо из осколков. Ничего не склеите, время и деньги потеряете, десяток болтунов, сошедшихся вместе, не составят политическую армию, даже если среди них найдется пара толковых людей.
Затея с "Левым фронтом" представляется мне столь же бессмысленной как и затея с "Солидарностью". Я таких проектиков навидался за свою политическую жизнь немало. Соберутся, погалдят - и до новых встреч. Партии не так создаются. Не под деньги, не под съезды...
Даже союзники не удержались, чтобы не бросить в меня несколько камней в своих СМИ. Одним не нравится моя позиция в конфликте в Южной Осетии, другим не нравится, что я потребовал от президента и правительства встретиться с оппозицией: в стране кризис, угрожающий самому выживанию каждого из нас. На самом деле потребовать включить оппозиционные партии в процесс решения проблем, вызванных кризисом, - прямая обязанность оппозиции. На самом деле это Национальная ассамблея должна стучать кулаком по столу и требовать, требовать, требовать. Но Национальная ассамблея страдает анемией, как я уже писал, и легче выступить сразу одному, чем ждать, пока руководители Ассамблеи раскачаются.
Одновременно с требованием к власти совместно решать проблемы кризиса я выступил со статьей "Да здравствует кризис!", в которой признал, что, являясь бедствием для страны, кризис одновременно является и возможностью избавиться наконец от группы чекистов, захвативших власть. Да, это так, вот так сплошь и рядом бывает в истории, и не надо издавать вопли, исходить словесной демагогией и порицать Лимонова, который всего-навсего откровеннее обычных политиков.
Кстати говоря, кризис нанес и наносит еще один удар по мировому либерализму. Так что тем, кто соберется 13 декабря с благородной целью объединить братьев по классу в нерабочую "Солидарность" (не путать с гданьской "Солидарностью" - Лех Валенса ходил в спецовке и был изначально электриком, как Баркашов, а не конфетным олигархом, как Белых), можно только посочувствовать. Идеи либерализма достигли пика своей непопулярности. И в этой обстановке, когда летят оземь как подкошенные банки и транснациональные компании, собираться на обновительный съезд либералов также неуместно, как вместе с поминками еще и свадьбу отпраздновать.
Впрочем, я лишь наблюдатель, скромный, посторонний, кашляю вот, приступы астмы у меня возобновились. Осень ведь, сыро. Проблем много.
Мои сторонники-нацболы сформировали для гражданина модель поведения во время кризиса. Они советуют (в листовках, раздаваемых у банков гражданам) немедленно забрать свои вклады и закупать спички, соль, сахар и макаронные изделия. Программа поведения: "Спасайся кто может!"
Очень умные аналитики возражают нацболам, что, мол, нужно иметь чувство гражданственности - если, мол, граждане заберут свои вклады, то рухнет банковская система России. Этим господам аналитикам следует напомнить, что и банковская система, и российская государственность, и президенты, и правительства за последние полтора десятка лет только и делали, чтобы замучить к чертовой матери граждан: отняли у них вклады в 1992 году и вздули цены в полсотни, а потом в сотни раз; по улицам ходили нищие с безумными глазами. В 1998 году, только граждане оправились, тут "дефолт" - и сахар стал стоить в десятки раз дороже.
А что вы сделали с квартирами, ответственные, гражданственные, серьезные (якобы) господа? Вы сделали так, что только большое жулье может купить квартиру: квадратный метр в Москве, средненький квадратный метр, зашкаливает за шесть тысяч долларов! Да гражданин при такой жизни даже еще до кризиса имеет полное юридическое и моральное право не только отказать в доверии правительству и президенту, но и стать врагом и правительства, и президента, и строительных компаний, и банковской системы. Поэтому нацболы, как всегда, положили палец на рану: не надо верить крокодильим слезам власти - следовать советам нацболов самое разумное. Закупаем спички, соль, сахар, макаронные изделия и вынимаем деньги из банков! А потом идем на "Марш несогласных" вынимать из них душу.
Повторюсь: мне стыдно за Национальную ассамблею. Назвавшись громким именем, она таковой не стала. Тем более мне обидно, что вся эта безобидная на сегодняшний день говорильня была моей идеей, которую извратили. Никакой "площадкой" для каких бы то ни было околополитических застолий я Национальную ассамблею не предполагал увидеть.
Впервые я высказал идею Национальной ассамблеи в ноябре 2006 года на одном из заседаний оргкомитета "Другой России" в присутствии М.М. Касьянова и Г.К. Каспарова. Каспаров тогда идею не поддержал - по-видимому, не понял ее сути, Касьянов умеренно поддержал (неожиданно для собравшихся). Мне стыдно за Национальную ассамблею, но мы, я и мои сторонники, предложили ее переформатировать: превратить в парламент с политическими фракциями.
На этой неделе должно начаться голосование депутатов "за" или "против". Руководство Национальной ассамблеи поспешило высказаться "против". Но это понятно, потому что ответственно за нерабочее состояние Ассамблеи именно руководящее большинство. Им нравятся их роли. Нам (мне и нацболам) не нравятся ни их роли, ни наша роль, так как мы в меньшинстве и вынуждены участвовать в этом бездействии.
Россия нуждается в активной, энергичной, сильной, мускулистой, широкой коалиции оппозиции. Национальная ассамблея - самая широкая коалиция оппозиции, собравшаяся после 1993 года. Но она не активна и не энергична. Сделаем ее активной. Депутаты обязаны проголосовать за переформатирование, за активность, за энергию, против апатии и бессмысленного бюрократического копошения. Нам этого бездействия не простят грядущие поколения.
Эдуард Лимонов
Комментарии