Как MTV \"засоряет\" мозги?
На модерации
Отложенный
«Спасибо вам всем, что теперь у меня есть три спортивных машины, дом за пять миллионов и подруга-фотомодель. Да здравствует MTV!» - эти слова произнес британский исполнитель Робби Уильямс на очередной премии MTV. Зрительный зал разразился овациями. Кому? Уильямсу или великим медиа-менеджерам MTV?..
Как это было...В 1981 году Роберт Питтман принимает решение о запуске нового телеканала. Поспешное действие уже в первый год принесло потери в 50 млн. долларов, что было многим больше того, что планировал создатель. Но американской мечте суждено было сбыться. Канал запускает по всей стране лозунги «Даешь мое MTV!», а следом и отклики тысяч людей с ответным «дать им MTV» прозвучали в адрес владельцев кабельного телевидения. MTV закручивает свои гайки и отправляется в плавание.
По иронии судьбы канал вышел в эфир с песней «Видео убило звезду радио». Уже вскоре журналисты по всему миру приписывали создателям MTV пророческий дар. А ведь не нужно быть пророком, чтобы понять, что канал, который рассчитан на молодежь, говорит с ними на их языке, крутит круглосуточно музыкальные клипы, обречен на успех.
MTV не взрослеет вместе с аудиторией. Да, подростки растут, но их место занимают уже другие, но с теми же проблемами. Что вам дает MTV? Возможность смотреть свои любимые клипы своих любимых исполнителей? Это вы так думаете. MTV дает вам установку смотреть ИХ клипы, которые вскоре станут вашими любимыми.
Телегипноз. И речь вовсе не о Кашпироском, речь о более глобальном медиавирусе. Вам известно, что минимальное время кадра раньше было около трех секунд, MTV сократило это время до десятых долей секунды. Зачем? Чтобы усилить влияние образов на ваше сознание. Цель подобного MTV-ишного качественно продуманного пиарщиками клипа – утвердить в сознании набор символов, зашифровать своеобразный код, который нужно продать.
«MTV-революция»Цель этой революции была в том, чтобы разорвать всякую связь с историей, стереть промежутки времени. Не даром MTV вещает 24 часа в сутки, а следовательно, весь день, каждый день. «С MTV вы можете жить вечно!». Как бы не так! Включите MTV на секунду. Вы видите, что происходит: образ из прошлого внезапно превращается в новую форму и несет за собой определенные ассоциации. Вот Мадонна появляется в белом платье, которое поднимается на манер Мэрлин Монро. Это не просто изменение имиджа, это приобщение уже завоеванной культурной территории.
Зритель понимает язык MTV и следует подсознательным указаниям. Сколько раз в течение клипа вам бросалась в глаза скрытая реклама? Не часто, однако в вашем сознании уже давно закреплено, что лучший мотоцикл – это «Харлей», а лучшее шампанское – «Кристалл». И дело даже не в том, каковы они на самом деле. Тут простое объяснение: ведь на мотоцикле иной марки и с шампанским иного происхождения на MTV вы уже не встретите практически ни одного исполнителя.
В своей книге «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» Дуглас Рашкофф много места отводит анализу творчества Майкла Джексона и Мадонны, называя их не иначе, как «медиапродукт». А мы этот продукт потребляем? «Когда Папа Римский решает, что контроль над рождаемостью противоречит духу католицизма, Мадонна выпускает сексуальные видеоклипы, использующие католическую образность. Когда газетные заголовки кричат об абортах и подростковой беременности, она исполняет песню о девушке-тинейджере, «вынашивающей ребенка». Мадонна любит «нажимать на кнопки, управляющие людьми», где бы эти кнопки ни находились» - цитата из книги.
Действие происходит мгновенно с сию секундной отдачей. Клипы пользуются популярностью, альбомы раскупают, артист богатеет. А старшее поколение продолжает обвинять MTV в том, что оно развращает молодежь. Однако создатели канала, понимая все, что происходит с их детищем и все, что оно за собой несет, создали своего рода «энциклопедию потребителя» для зрителя MTV. И это был скандальный сериал «Бивис и Баттхед».
Скандалисты на манер MTVБивис и Баттхед – пародия на глуповатых отпрысков американской глубинки, слушающих рок и смотрящих MTV круглые сутки. Структура проста: это мы с вами, смотрящие MTV и комментирующие клипы. Как утверждает уже упомянутый мною выше Дуглас Рашкофф, «то, что Бивис и Баттхед настолько популярны, свидетельствует о понимании зрителями этого сорта комедии. То, что Бивис и Баттхед подвергались цензуре и были, в конце концов, изгнаны из дневного эфира (теперь их можно увидеть только поздно ночью), свидетельствует об угрозе, которую эти персонажи представляют в качестве проводников вирусов».
Бивис и Баттхед смотрят MTV с подобающим скептицизмом, таким, с которым каждый из нас должен его смотреть. Колкие шуточки обоих в сторону увиденных клипов и исполнителей заставляют смеяться над ними, а в глубине души и над самими собой: мы же потребляем все это. Однако и сами персонажи в какие-то определенные минуты подвержены медиаманипуляции. Когда на экране гитарист появляется с сигаретой, герой также тянется за пачкой и зажигалкой.
Эти ребята, обруганные половиной взрослого населения Америки, понимают, как избавить себя и свою голову от «засорения» MTV. Они просто берут и переключают канал на неустроившем их моменте клипа. Это своего рода подсказка MTV о том, что вы должны сделать, если не можете справиться с «вирусной атакой».
Язык MTV не доступен многим взрослым. Стиль MTV также им не понятен. Выросшее поколение уже не зрители MTV, их зрители – мы. Однако самое ужасное, что может произойти с нашими головами, - это «засорение» и зомбирование. И самое главное, что мы можем сделать, - выбирать и отбирать, сортировать то, что дает нам MTV. А если не получится – следуйте примеру Бивиса и Баттхеда…
Комментарии