Кавказ снова трясет: как изменится политическое лицо региона?

На модерации Отложенный

ВОСТОЧНЫЙ КАВКАЗ

Восточный Кавказ снова трясло. До пяти баллов. В этот раз никаких жертв. Зато в политическом аспекте наоборот: начало потряхивать посерьёзнее.

Похоже кое-кого уже в ближайшее время стрясёт с политического лица Кавказа.

ДАГЕСТАН

«Афганцы» прекратили голодовку. Договариваться с ними приедут аж три-четыре депутата Госдумы. Им обещаны квартиры. Семьям умерших квартиры уже выделяют. На что рассчитывать живым — непонятно. По льготам в основном федеральные обязательства, а с голодающими общаются республиканские власти. Поэтому на всякий случай голодовка приостановлена, а не прекращена.

Четверо обвиняемых в покушении на главу республиканского Пенсионного фонда трижды оправданные в республике, получили отмену оправдания на федеральном уровне.

В Дагестане тоже видимо не все верили в справедливость предыдущих приговоров — главного обвиняемого уже успели взорвать. В результате он остался без ноги.

Началось рассмотрение дела амира «Буйнакского джамаата» Бамматхана Шейхова в Верховном суде Дагестана. Это из-за него много месяцев велась контртеррористическая операция в Гимрах, это ему приписывалось множество резонансных преступлений и это его уговорили сдаться, обещав амнистию. И вот теперь судят.

Судить тоже получилось не сразу (присяжные не являлись, когда узнавали, кого им предстоит осудить). Линия защиты обвиняемого понятна, он достаточно ясно обозначил её в своих интервью — не был, не состоял, в Москве жил прилично, а в Дагестане вынужден был уйти в лес, никого не знал, никем не командовал. Учитывая, что доказывать что-либо правоохранители вряд ли умеют, можно предположить, что «амир» имеет хорошие шансы избежать наказания. Осудить «совсем не за что» в условиях дагестанского активного гражданского общества (бдительной земляческой и этнической солидарности) всё-таки достаточно трудно.

ЧЕЧНЯ

Тут — знаменательное событие. Открылась крупнейшая в Европе мечеть — «сердце (душа) Чечни». Она же мечеть имени Ахмата-хаджи Кадырова.

Присутствовало двенадцать тысяч человек, из них одних иностранцев две с половиной тысячи. Вместимость мечети — 10 тысяч молящихся, минареты по шестьдесят два метра.

Ради открытия мечети провели трёхдневный форум «Ислам — религия мира и созидания». На три дня центр Грозного сделали пешеходным. Так что В. Путин мог совершенно свободно передвигаться по проспекту собственного имени (под охраной специально собранных десяти тысяч одних только милиционеров).

Рамзан Ахматович в присутствии Премьера в очередной раз пообещал, что не даст никому наживаться на горе пострадавших от землетрясения. Интересно, удастся ли ему и в условиях «финансового кризиса» удержать самую низкую на Кавказе планку откатов за помощь пострадавшим. Вскорости после отлёта премьер-министра, в республику прилетел глава Счётной палаты. За два дня Сергей Степашин, разумеется, обнаружил (в отличии, если не ошибаюсь, от всех других регионов), что все средства расходуются исключительно по назначению.

Главному ревизору страны не довелось побывать на открытии мечети, но как специально для него в его приезд открыли новое здание правительства. Оно, конечно, не самое большое в Европе и без росписей, зато с зимним садом и шестиметровым фигурным фонтаном.

Если бы не помпезные открытия и торжественные визиты самой сенсационной чеченской новостью была бы другая. На днях Чечня полностью переходит на цифровое вещание (первой в РФ). Более того, грозненская ГТРК собирается с декабря начать вещать через спутник на Европу, Ближний Восток и Северную Африку.

ИНГУШЕТИЯ

В Ингушетии, где и без того всё было серьёзно, активность «ваххабистов» достигла беспрецедентного уровня.

Сначало они на ночь (16-17 октября) объявили себя хозяевами сёл Мужичу и Яндаре — проверяли документы на въезде, стреляли в тех, кто не останавливался. Затем, когда внутренние войска стали выдвигаться в район, они последовательно нападали на все колонны и даже блокировали большую часть дорог. Результат может быть сенсационным — по некоторым источникам, у внутренних войск десятки убитых.

Если это подтвердится, то МВД и республиканские власти имеют шанс нарваться на федеральное парламентское расследование (как это было в Первую войну после Яраш-марды).

Опыт показывает, что такие расследования в последнее время мало дают разоблачительного, но хорошо сплачивают широкие свидетельские массы населения, которых после страданий в ходе ЧП, заставляют ещё страдать от несправедливости и давления.

Пока, однако, широкие массы скорее напуганы. Республиканская власть, как этого давно многие опасались, использовала случившееся, для закручивания гаек. Практически в одно время, когда солдаты внутренних войск вели бои в окружении, милиционеры (и по некоторым сведениям — фэсбэшники) в очень большом числе вламывались в дома оппозиционеров и пытались оказать давление на родственников путём создания разнообразного шума (включая мат и стрельбу в землю под ногами).

Оппозиционеры намёк поняли и написали письма. Одно Президенту Медведеву, что никогда и никак не связаны с Западом. Другое — министру внутренних дел и президенту Ингушетии: что есть, кому отомстить «если что случится».

Наивность первого письма зашкаливает все, даже ингушские рамки. Авторы на нескольких страницах ни к чему не призывают, ни о чём не просят, только хотят обратить внимание Президента на то, что они не иностранные шпионы.

СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Как мы и предполагали кризисы в ЖКХ периодически случавшиеся во Владикавказе в течение лета имели под собой политическую подоплёку.

Явно имелся в перспективе замерзающий, терзаемый протестами город наподобие Махачкалы в прошлую зиму. Во всяком случае, после того как председатель комитета осетинского парламента по ЖКХ Петр Кацалов заявил, что республика готова к зиме на 91%, мэр Владикавказа — то ли в реальности, то ли в мечтах депутата Госдумы — написал заявление об отставке. Надо понимать, что калибр владикавказкого и махачкалинского мэра различается примерно как у червонца и сотки — и ожидать, что «в случае чего» Казбек Пагиев будет захватывать подстанции или посылать на республиканские разборы своего поведения заместителей, не приходилось.

Теперь, если заявление всё-таки правда написано, начнётся самое интересное: как пойдёт борьба за город между депутатом Госдумы и главой республики. Если каким-то волшебным образом депутат сумеет взять контроль над Владикавказом (как это ему и мечталось весь прошедший год), можно уверенно говорить, что он действительно был послан в Москву осетинской элитой в качестве наследного принца, а не громоотвода.

ЗАПАДНЫЙ КАВКАЗ

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ

С наступлением холодов, мокрых и обледенелых дорог Кабардино-Балкарию не миновала сезонная беда.

Под Кропоткиным разбился автобус «Москва-Нальчик» (номер 293, телефон «горячей линии» для родственников 8(86160) 5-18-13). Все тридцать четыре человека находившиеся в автобусе в разной степени пострадали. Трое погибли на месте. Ещё один скончался в больнице.

Пока по наиболее правдоподобным сообщениям причина аварии обрыв рулевой тяги (распространённая поломка на изношенных немецких автобусах). Кабардино-Балкария — один из двух регионов РФ (второй — Дагестан) имеющий ежедневное значительное автобусное сообщение с Москвой. Не секрет, что этот канал позволяет снимать непомерное социальное напряжение в республике, связанное с имущественным расслоением, активно развивающимся в последнее время в регионе (билет на автобус значительно дешевле железнодорожного). Но десятки подержанных автобусов, выезжающие на трассу «Кавказ» каждые сутки, не могут не давать и иной статистики, кроме сокращения числа безработных, а именно дорожно-транспортных происшествий.

«Совет старейшин балкарского народа», видимо испугавшись решимости родственников президента Канокова, идти до конца, резко прекратил свои выпады против власти. За что и был кем-то немедленно наказан. Один из членов этой организации, Далхат Байдаев был избит прямо в подъезде дома в котором находится офис «Совета». Тяжкие телесные повреждения.

Члены «Совета» решили, что нападение было спланировано по перехвату разговора пострадавшего, который предварительно позвонил в офис, таким образом, якобы ненамеренно предупредив нападавших. Однако более вероятно, что двое преступников не планировали нападение конкретно на него, а поджидали в подъезде всех, кого могли опознать по фотографиям. Даже родственники президента Канокова (при всей их непринужденной прямолинейности), а уж тем более профессиональные провокаторы не станут доверять информацию о телефонных перехватах торпедам, рискованно находящимся всего лишь вдвоём прямо под дверью офиса жертвы.

КАВМИНВОДЫ

Впервые в «русском» регионе проявились некие признаки живой гражданской активности, желания отвечать за собственные поступки.

Жители Кисловодска (города, в котором предыдущий мэр осуждён, а действующий в розыске) создали «Объединённый совет» — общегородской союз партий и общественных организаций для контроля городских властей.

Конечно, русские даже в рамках Кисловодска не смогли реализовать свой старый лозунг «советы без коммунистов!» (несмотря на то, что прошло почти сто лет с его выдвижения). Однако в целом идея может оказаться жизнеспособной: за все направления деятельности совета отвечают активисты, уже набившие руку именно в этих сферах, не предусмотрено единоначалие и сопутствующая ему борьба за власть, решения принимаются на основе общего согласия.

В этом случае можно будет рассчитывать, что на «кавказском полигоне» РФ впервые будет опробовано нечто не вредоносное, а скорее даже наоборот.

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИЯ

Федеральная антимонопольная служба, преодолев отчаянное сопротивление (во всех инстанциях, вплоть до Верховного суда республики) бывшего министра физкультуры Мухадина Аубекова, оштрафовала его на восемьдесят тысяч рублей. Примечательно, что основные штрафы наложены за фиктивный конкурс при подготовке первого кубка мира по борьбе на поясах, долгое время бывшего одним из основных громких мероприятий республики (на нём пиарились чуть ли не все карачаево-черкесские структуры, до не менее фиктивного республиканского отделения «Единой России» включительно).

Однако центральным событием недели здесь было не это. Адыгские националисты, странным образом вдруг решили объявить Черкесск своим последним оплотом. Малочисленная черкесская организация «Адыгэ хасэ» создала отдельное городское отделение. Казалось, с чего бы? Кадровая политика нового президента Карачаево-Черкессии, хотя и лакирована антикоррупционной и антиэтнократической риторикой, на деле ведётся со скрупулёзным соблюдением «национальных» квот. Если верны слухи о том, что новым спикером парламента станет харизматичный (но не шибко богатый) черкесский лидер из числа единороссов, делом доказавший свою преданность как адыгскому национализму, так и Федерации, то вообще, что называется «грех жаловаться».

Однако у осеннего обострения активности адыгских националистов КЧР, да ещё и с привлечением соратников из Адыгеи и Кабарды есть реальная, хотя далеко не всеми ими осознаваемая причина.

Дело в том, что как говорят, некая внутрикремлёвская группа, заручившись поддержкой мухаджирских диаспор кавказских народов в Турции, взяла курс на построение некой то ли Великой Казакии, то ли Великой Черкессии на базе Краснодарского края и сопредельных частей федерации. В будущем образовании подавляющее большинство во всём в силу естественных причин будут составлять русскоязычные, а адыги получат особые избирательные и налоговые привилегии наподобие малых народов Севера.

Для срыва этой затеи, необходимо показать агрессивную и русоедскую природу адыгов — на что микронационалистические организации вполне способны.

Возможна цель и более мелкая и чисто внешнеполитическая — разорвать выстраивавшийся ещё советской дипломатией хрупкий мир-дружбу с зарубежными диаспорами адыгских и тюркских народов Кавказа, под заказанную международную изоляцию РФ.

АДЫГЕЯ

О, благословенный край! На фоне бурь и ураганов, сотрясающих Кавказ, ты, Адыгея — отрада сердца, островок стабильности, оплот правопорядка. Ну, относительного, как и всё на Кавказе, но всё-таки.

Вот, к примеру, главный ужас прошлой недели. Прокуратура города Майкоп обратилась в горсуд с 30 заявлениями по поводу преступного бездействия городских властей в деле обеспечения финансирования пожарной безопасности муниципальных детских садов.

Такое огромное количество фактов преступного поведения вскрылось в ходе плановых прокурорских проверок, и было безотлагательно передано в суд.

Интересно, что как говорят, когда ранее в ходе аналогичных проверок вскрылось всего лишь несколько фактов нецелевого использования тех же городских финансов (вроде покупки нескольких машин представительского класса), прокуратура в суд не обращалась.

Мадина Скиданева