Финансовый кризис провоцирует бум на рынке антиквариата

На модерации Отложенный На фоне нестабильности мировых фондовых рынков во всем мире наблюдается бум нетрадиционных форм инвестиционной активности. Это, в первую очередь, вложения в антиквариат, в алкогольные напитки или в украшения. 

Годовой объем антикварного рынка в РФ оценивается в 500–700 млн долларов. При этом инвестиции в антиквариат приносят в среднем 20-30% годовых.

Основа российского антикварного рынка – это, разумеется, русское искусство. Бешеный спрос со стороны российских инвесторов в последние годы привел к тому, что русское искусство на какое-то время стало двигателем мировой аукционной торговли. "На рынке больше русских коллекционеров, чем русских картин", – объясняли в Sotheby's.

Однако, похоже, русское искусство было переоценено. "По моему мнению, русское искусство начинает несколько "провисать", – поделился в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" антиквар Григорий Бальцер. – Особенно популярным несколько месяцев или год назад был русский XIX век, когда цены взлетали и был фантастический спрос. Сегодня, после многих дел, связанных и с проблемами экспертизы, и с подделками, люди начинают обоснованно опасаться".

При этом антиквар Кирилл Данелия отмечает следующий тренд: "С перемещением наших коллекционеров в Лондон и Нью-Йорк на полупостоянное место жительства начинает расти интерес к Востоку. Также это связано с ростом экономического интереса к Китаю и Индии".

По словам экспертов, своего рода Лондонской биржей для рынка антиквариата являются Парижская антикварная биеннале и салон в Мастрихте (Голландия). "Эти салоны существуют, главным образом, не для того, чтоб показать какие-то предметы, а для того чтобы задать уровень цен на полгода, на год веред", – подчеркивает Г.Бальцер. "Аниткварные салоны являются лакмусовой бумажкой: людей посмотреть, себя показать... возможность увидеть что-либо новое, – продолжает К.Данелия. – Например, на Азиатской неделе в Нью-Йорке, увидеть сразу 20 крупных галерей, которые разбросаны по всему миру".

В России в свою очередь на сегодня еще немного открытых антикварных салонов, поэтому отечественные коллекционеры, еще "не переехавшие на полупостоянное место жительства в Лондон или в Нью-Йорк", по словам К.Данелии, ориентированы, главным образом, если говорить про русское искусство, на Sotheby's (Нью-Йорк) и Kristi"s (Лондон). Видимо, не успевают после Sotheby's и Kristi's пробежаться по салонам.


"Sotheby's и Kristi's для российского рынка являются топом, – морщится К.Данелия. – Хотя на Западе они являются всего лишь дилерскими центрами. Когда делаешь оценку вещи, есть аукционная оценка (нужно быстро продать) и есть страховая (ритейл). Они различаются в 2 раза, аукционная, естественно, ниже".

Отсутствие открытых салонов в России эксперт связывает с запретом на антикварную деятельность в СССР. "Как минимум в течение 50-70 лет нельзя было – это была статья!" – восклицает К.Данелия. Например, бывший следователь по особо важным делам при Генпрокуроре СССР Владимир Калиниченко отмечает: гибель актрисы Зои Федоровой, самоубийство министра внутренних дел СССР Николая Щелокова – за всем этим стоял антикварный и бриллиантовый бизнес. 

Антиквариат в СССР был формой накопления, спекуляций, взяток и т.д., соответственно, коллекционирование преследовалось как преступление, и вовсе не без оснований. Более того, проблемой была контрабанда антиквариата: в середине 60-х, по неофициальным данным, до 20% объемов торговли в Латинском квартале Парижа составлял антиквариат, вывезенный из СССР.

Да что говорить, если до сих пор ЮНЕСКО отслеживает движение по миру предметов античного искусства. В 70-х гг. вступила в силу конвенция об охране памятников и запрете на их вывоз с территории стран, где эти произведения были обнаружены. "Египет до сих пор требует возвращения Нифертити у Берлинского музея", – вспоминает К.Данелия. Неудивительно, что в СССР уделяли серьезное внимание культурному наследию России.

Но как бы то ни было, открытых галерей в России сегодня немного. Коллекционеры из РФ, ориентируясь на Sotheby's и Kristi's (русское искусство), постепенно переключаются на искусство восточное, следуя в форматере мировых тенденций. "Если мы перестанем считать себя европейцами и не будем стесняться своей азиатской сущности, – резюмирует К.Данелия, – то это искусство будет расти. Опять же, от Китая и Индии никуда не денешься".

Говоря о доходности, эксперты отмечают, что это длинные инвестиции. Но античность или Египет, к слову, стабильно растут на 20-25% в год. При оценке старинных вещей принципиальную роль играет провенанс (история владения) и экспертная оценка антиквариата с хорошим реноме.

Остается добавить, что из предметов русского искусства непреходящей ценностью обладают русская икона (уникальное наследие Византии) и все, что связано с периодом советского авангарда.