Кризис спровоцировал вспышку интереса к левым идеям

На модерации Отложенный

Глобальные экономические потрясения последнего времени многие уже называют «смертью капитализма», а лидеры изоляционистских стран считают этот кризис доказательством правоты своего курса. Сторонники коммунистической идеи радостно потирают ладони, видя, как рушатся рынки. Примечательно, что люди начали активно покупать такие книги, как «Капитал» Карла Маркса, это бестселлер октября в Европе.

«Господство денег в западном мире подошло к концу», – заявил духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи. Однако последние тенденции указывают на то, что рыночные, интегрированные в мировую экономику страны могут оправиться довольно быстро, а вот закрытые государства столкнутся с огромными проблемами.

Куба, Венесуэла, Северная Корея, Белоруссия – все эти страны противопоставляют себя Западу, развивают так называемую изоляционистскую модель экономики, у которой в последнее время в России появляется все больше сторонников. Мировой финансовый кризис лишь укрепил ее популярность – российские телеканалы все чаще говорят об изъянах мировой капиталистической модели. Между тем практика показывает, что рыночные страны довольно быстро восстанавливаются после подобных кризисов: скажем, после сильнейшего обвала американского рынка во время так называемого «кризиса доткомов» (интернет-компаний), когда в 2001 году рост ВВП упал с 3,7% до 0,8%, экономика страны вышла на прежний уровень уже к 2004 году. А вот закрытые государства, которые, казалось бы, должны меньше чувствовать глобальные потрясения, с кризисом могут и не справиться.

Батька в пекле

Когда масштаб мирового финансового кризиса стал очевиден, белорусский президент Александр Лукашенко не скрывал своей радости: «Кто был прав – Лукашенко, который заявлял о защите национальной экономики, ориентации на нормальную экономическую модель, или те деятели, которые называли себя рыночниками?» – задавался он вопросом на встрече с работниками КГБ 7 октября. Весьма вероятно, что белорусские чекисты поняли этот вопрос как риторический, но некоторые эксперты решились на него ответить, причем не самым приятным для президента образом.

«Белоруссия не является самостоятельным субъектом мировой экономики, она полностью зависит от внешней помощи, – заявил в интервью «НИ» исследователь Белоруссии Андрей Суздальцев, эксперт кафедры мировой политики Высшей школы экономики, – например, за последние 14 лет эта страна только от Москвы получила 49 млрд. долларов дотаций. При этом никакого социализма Лукашенко так и не построил – социальные программы в этой стране слабее, чем в России, многие из них были в последнее время отменены. Официальная средняя зарплата в Белоруссии – 400–460 долларов, реально же доход в 300 долларов считается в Минске хорошим. И это при ценах, уже приближающихся к московским».

По мнению эксперта, мировой экономический кризис может здорово ударить по ситуации в Белоруссии: «В условиях надвигающегося экономического кризиса в России вполне возможно, что у Москвы не будет свободных средств для поддержания Белоруссии. Лукашенко ведет переговоры в надежде получить два миллиарда долларов, но сегодня это уже не так просто. Он оказался прижатым к стенке, ведь вся его власть строится на умении договариваться с Москвой. Даже Европа, с которой в последнее время диалог начал развиваться, помочь не сможет – у нее просто нет таких ресурсов».

Руководитель белорусского Научно-исследовательского центра имени Мизеса Ярослав Романчук отмечает, что симптомы зависимости проявляются уже сегодня: «Мы бы могли говорить о преуспевании экономической модели Лукашенко в условиях мирового кризиса, если бы Беларусь имела ресурсы на скупку подешевевших активов за рубежом, но денег на это у нас нет, – заявил эксперт «НИ», – мы не участвуем в таком бурном падении только потому, что не участвовали и в росте. Но это не значит, что Беларусь выйдет из кризиса без потерь. Наша страна очень сильно завязана на России и если нас теперь отключат от дешевого газа и кредитов, мы потеряем 13% от ВВП. А эта тенденция уже видна: инвестиций из России идет меньше, а кредиты уже дорожают».

Загнали в Уго

Решимостью и оптимизмом преисполнен и лидер Венесуэлы Уго Чавес, заверяющий, что его страна выйдет сухой из бурных вод финансового кризиса. Вот только независимые эксперты уже говорят об экономической катастрофе в стране. Причем началась она еще до обвала рынков – экономику Венесуэлы подорвал уже мировой рост цен на продовольствие, от которых она оказалась зависимой после социалистических реформ президента. Напомним, что еще в августе совет министров Венесуэлы одобрил 26 законов, направленных на «построение социализма в стране», которые де-факто отменяют рыночную экономику. Например, правительству позволено теперь экспроприировать или негласно приобретать предприятия, занимающиеся производством и сбытом сельхозпродукции с выплатой «справедливой компенсации» (причем мерилом справедливости, разумеется, будет само правительство). Другой закон позволит государственной нефтяной компании «Петролеос де Венесуэла» без согласия министерства финансов выпускать долговые ценные бумаги. Также ужесточается наказание для спекулянтов: если кто-то не захочет торговать по государственной цене, его ожидает 6-летний тюремный срок. А если предприниматель решит уйти из бизнеса, тоже может попасть под раздачу: за прекращение производства, импорта или транспортировки тех товаров, которые правительство считает предметами «первой необходимости», он получит срок до 10 лет.



«Коммунизм» по Чавесу окончательно разрушил национальную экономику, поставив ее в полную зависимость от закупки товаров за рубежом на нефтедоллары. Результат – самая высокая инфляция в Латинской Америке – 27% только по официальным данным, причем цены продолжают расти рекордными темпами. Рост ВВП Венесуэлы, по оценкам МВФ, в следующем году упадет до 2% (при том, что последние годы он рос со скоростью 8–13% в год). Такие прогнозы обидели Уго Чавеса. Он заявил, что именно МВФ и виноват в мировых экономических потрясениях, бьющих по Венесуэле. До этого он обычно обвинял в экономических проблемах страны оппозицию.

Теперь, после падения цен на нефть, министр финансов Венесуэлы заговорил о «серьезных ограничениях», предусмотренных в следующем бюджете. Правда, конкретизировать свои слова он не стал, озвучив лишь намерение резко сократить расходы на служебный транспорт и мобильную связь для чиновников. В действительности же в стране придется прикрыть большинство социальных программ, ведь все они проводились на нефтяные деньги.

«В стране уже с середины года начала складываться тяжелая ситуация, причем главной проблемой для населения стало даже не падение нефтяных цен, а именно отказ от рыночных институтов, – пояснил «НИ» Вадим Теперман, директор центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН, – жители страдают от дефицита основных продуктов, а то, что все-таки продается на «черном рынке», быстро дорожает. При этом торговцы объявляются спекулянтами, а фермеры–производители подверглись «раскулачиванию». Если цены на нефть не вырастут, ситуация может продолжать ухудшаться – ведь все-таки 80% продовольствия Венесуэла закупает за рубежом. Вне всяких сомнений резкому сокращению подвергнутся и социальные программы».

Остров хочет свободы

Лидеры многих стран, долгое время строем шагавших в социалистическое светлое будущее, в последние годы открыто признали свою зависимость от глобального мира и попытались наладить диалог с развитыми странами. Так, например, произошло с Кубой, которая начала подвижки в сторону Запада сразу после ухода Фиделя Кастро.

После того, как мировой финансовый рынок начало штормить, рвение Кубы на мировые рынки усилилось. 14 октября парламент страны призвал законодателей всего мира поддержать требование о снятии торгово-экономической блокады республики со стороны США. В заявлении, принятом кубинским парламентом, говорится, что на протяжении последних 16 лет Генеральная ассамблея ООН принимала резолюции против американских санкций в отношении Кубы, однако Вашингтон «со свойственным ему высокомерием отвергал требования международного сообщества». А 13 октября Фидель Кастро опубликовал свой очередной политический памфлет, в котором обрушился с критикой на Джорджа Буша за то, что американский лидер посетил республиканскую акцию по сбору средств в кубинской общине Майами, вместо того чтобы первым делом встретиться с министрами финансов «большой семерки» и обсудить мировой финансовый кризис.

У Кастро есть все основания переживать за финансовый кризис, так как его последствия могут сильно ударить по стране. В этом году на Кубе – неурожай сахара, главного экспортного сырья, и стране будет очень сложно справиться с кризисом без недоступных теперь кредитов (которые она получала, в том числе и от России).

В Северной Корее все будут холостыми

Мировой кризис сказался на КНДР самым неожиданным образом: руководство Северной Кореи посоветовало жителям страны временно воздержаться от свадеб и других торжеств с застольем. Возможно, корейские коммунисты будут ходить холостыми не так уж долго, ведь если на начальном этапе мировые цены на продовольствие и энергоресурсы высоко взлетели, то теперь они поползли вниз. Впрочем, всех проблем это все равно не решит – в регионе неурожай риса, от импорта которого КНДР сильно зависит. Теперь, по информации гуманитарных организаций, даже небедным жителям страны на обед полагается всего 2 початка кукурузы или 5 картофелин. Менее обеспеченной части населения приходится довольствоваться жидким клейстером из кукурузной муки с добавлением листьев капусты.

В стране продолжается самый сильный голод со времен середины 90-х годов, когда в стране погибло, по разным оценкам, от одного до двух миллионов человек. Он усиливается тем фактом, что на рынках запрещена частная торговля продуктами питания – соевым сыром, лапшой, хлебом и другими подобными товарами.

Это яркая иллюстрация изоляционистского режима КНДР от внешней конъюнктуры: «Да, Северная Корея напрямую не связана с мировым финансовым рынком в силу автономности ее хозяйственного комплекса («опора на собственные силы»), но она сильно зависит от поставок продовольствия из-за рубежа, – заявил «НИ» руководитель Корейского сектора Института Востоковедения РАН Александр Воронцов, – и главную роль здесь играет политический фактор – например, в последнее время из-за обострения противоречий возникли проблемы с помощью из Южной Кореи. Из США тем временем поступает помощь в размере 100 тыс. тонн зерна и это результат наладившегося в последнее время диалога между странами».

Пока Россия, конечно, намного глубже интегрирована в мировую экономику, чем Северная Корея. Но если популярность «особого пути» будет в нашей стране расти, молодым парам лучше поторопиться со свадьбой. 

Роман Доброхотов