Кого хочет спасти Россия 4 миллиардами — Исландию или своих олигархов?
На модерации
Отложенный
Зачем нам все-таки кредитовать Исландию 4 миллиардами евро? Маленькую страну, в которой ничего нет, чье главное богатство — селедка. Да еще с таким скандалом, что сначала замминистра финансов до обеда заявил, что таких переговоров нет. А спустя несколько часов его начальник, глава Минфина Алексей Кудрин, сказал, что процесс идет и он к нему положительно относится. Сейчас объявлено, что переговоры пройдут на этой неделе.
У многих возник вопрос: почему именно Москва обещает оказать помощь Исландии? Некоторые аналитики действительно утверждают, что Россия таким образом хочет продемонстрировать свое крепкое финансовое положение.
10 октября газета The Times объяснила поведение России геополитическими причинами: “Отказ предоставить Исландии быстрый 4-миллиардный заем — одно из самых худших решений, принятых США и европейскими странами во время нынешнего финансового кризиса. За эту фальшивую экономию придется заплатить очень дорогую цену в дипломатическом отношении”. Нет вопроса, что жест России был исключительно хорошо воспринят в Исландии.
Премьер-министр Хаарде выразил острое чувство горечи, когда он заявил: “Мы не получили ту поддержку, которую мы просили у наших друзей. В такой ситуации самое лучшее — это начать искать новых друзей”.
Но есть и еще одна версия объяснения причин происходящего. В ноябре 2006 года журналисты датской газеты Ekstra Bladet Джон Мюндеруп (John Mynderup), Бо Элкьер (Bo Elkjaer) и Владимир Пимонов (Vladimir Pimonov) опубликовали материалы своего расследования о таинственной связи исландского и российского бизнеса. Тема их заинтересовала прежде всего потому, что не славящиеся до определенной поры своими богатствами исландские компании вдруг стали активно скупать европейские, прежде всего датские компании. Причем делали это через фирмы, зарегистрированные в офшорах. Прежде всего — на Британских Виргинских островах.
Искали журналисты истоки исландского благосостояния, а наткнулись на русские фирмы. И не какие-нибудь, а столпы отечественной экономики — “Альфа-групп”, “Алроса”. Были и другие, но помельче. Которые, как предположили датские коллеги, использовали схему так называемого люксембургского холдинга 1929 года. По которой компания регистрирует свою “дочку” в Люксембурге, а получает не только ее, но и парную компанию на Виргинских островах.
Внимание датских журналистов привлекли два офшора — Shapburg limited и Quenon investments limited.
И схема, как они утверждают, примерно такова. Существует люксембургская компания Alfa finance holdings SA, на которую записан российский Альфа-банк. Один из ее учредителей — Shapburg limited. Другой учредитель люксембургской Alfa finance holdins SA — гибралтарская компания AB holdindgs limited. Директорские функции в люксембургской “Альфе” осуществляет помимо одного физического лица два юридических лица — виргинские фирмы Shapburg limited и Quenon investments limited.
Схожая ситуация, по мнению журналистов, и с “Алросой”. Которая зарегистрировала в Люксембурге дочернюю компанию “Алроса финанс”. Миноритарный акционер в “Алроса финанс” это виргинская фирма Shapburg limited, а администратор люксембургской “Алросы” — Quenon investments limited.
Датские журналисты в поисках таинственных связей между Исландией, Россией и виргинскими офшорами объездили полмира. Были они и на самих Виргинских островах. Пытались узнать, кто же истинный владелец двух пресловутых офшоров. Выяснилось, что именно на эти две компании в регистре не обнаружили документов. На все остальные есть, а вот на Shapburg limited и Quenon investments limited — нет. К слову, Shapburg limited и Quenon investments limited неоднократно фигурировали и в других сомнительных финансовых схемах с непосредственным участием крупных представителей российского, датского и исландского бизнеса.
Так что, предположили датские журналисты, российская и исландская экономики были и остаются некими сообщающимися сосудами, в системе взаимодействия которых крупнейший исландский банк Kaupthing играл роль станового хребта и перевалочного пункта. Между тем, по сообщениям ряда информагентств и СМИ, до национализации Kaupthing успел вывести свои активы из этого банка другой крупный российский предприниматель — Алишер Усманов.
А вы говорите — селедка.
P.S. Как пояснил “МК” Владимир ПИМОНОВ, продолжающий работать в Ekstra Bladet, сейчас в Лондоне еще не завершен судебный процесс между банком Kaupthing и газетой. И поэтому они не могут комментировать ситуацию. Но, по его словам, Ekstra Bladet продолжает расследование. И теперь главной задачей журналисты считают установление конечных владельцев двух вышеназванных офшоров на Виргинских островах.
Комментарии