Почему кризис не пугает нашу элиту?
На модерации
Отложенный
Кризис не пугает нашу элиту, потому что позволяет ей завершить процесс перераспределения активов в свою пользу. Стабильность — эпоха, прекрасная во всех отношениях. За исключением одного: совершенно невозможно перераспределять по-настоящему большие деньги так, чтобы это оставалось не замеченным широкой публикой. Потому что всякий крупный передел — это уже альтернатива стабильности, то есть сложившемуся порядку вещей. А потому масштабный вывод активов требует серьезного идеологического сопровождения, как, например, уничтожение ЮКОСа или создание госкорпораций.
Самое обидное, что людям, склонным хотя бы к поверхностному анализу, все равно очевидно, как и в чьих интересах делаются подобные вещи. Народ безмолвствует, но не верит.
Иное дело — кризис. Под его сурдинку возможно проворачивать сколь угодно масштабные махинации, оправдывая их необходимостью спасения национальной экономики. Причем нюансы можно не разъяснять, потому что широкой публике они все равно непонятны. Для нее, широкой публики, даже само слово «кризис» в отношении внутрирос-сийской ситуации табуировано. По крайней мере на центральных каналах. Впрочем, не употребляют его и в кулуарах. Там в ходу другой термин — веселуха.
Веселуха — это не праздник. Это атмосфера, царящая, например, на заседании комбеда времен раскулачивания. Классовые враги уже на коленях, а их собственность готова к разделу. Предстоит большая, тяжелая, но весьма благодарная работа. Когда можно не пахать, не сеять, а сразу пожинать.
По отношению к падшим врагам будет применена особая форма милости, которую можно уложить в простую формулу: «Отдай все, а долги мы возьмем на себя». С долгами у многих негосударственных компаний из первой десятки и даже сотни и в самом деле все очень плохо. Контроль над бизнесами и так придется отдать — либо иностранным кредиторам, либо спасителям отечественного разлива. Просто в первом случае можно напороться на обвинения в преступной халатности по отношению к народному имуществу, а во втором случае Родина все забудет — в смысле даст жить спокойно на сохранившиеся в офшорах остатки былой собственности.
Источники «Новой» утверждают даже, что кредит на 950 миллиардов рублей, выделенный госбанкам (Сбер, ВТБ, Россельхозбанк) сверх уже перечисленных на их депозиты полутора триллионов, как раз и нужен не для спасения банковской системы, а для выкупа «олигархических» активов в рамках рыночной процедуры и даже по рыночной цене.
Благо цена эта на нынешнем рынке — бросовая.
Но по роковому стечению обстоятельств в тяжелую ситуацию также попали бизнесы, по разным причинам близкие отдельным представителям правящей элиты. Правда, когда у тебя на руках Стабфонд и профицит бюджета, то это не катастрофа, а та же веселуха. Фондовые аналитики могут гадать, почему государство и подконтрольные ему компании взялись за спасение Связьбанка и «КИТ-Финанса». Люди же, анализирующие не фондовый, а реальный политический рынок, в приватных беседах называют первый эпизод не иначе как «спасение рядового Реймана», заботливо уточняя, что речь не идет о бизнесе бывшего министра связи Леонида Реймана. По их глубокому убеждению, биз-несы, которые пресса приписывала Леониду Дододжоновичу, на самом деле принадлежали не ему, а высокопоставленному члену правительства, в том числе принимавшему решение по Связьбанку.
Что же до «КИТ-Финанса», то РЖД в число его спасителей, говорят, попали случайно, в отличие от «Алросы», также купившей 45% проблемного банка. «Алросу» федеральное правительство долго и целенаправленно отвоевывало у Якутии, причем основной движущей силой процесса был министр финансов Алексей Кудрин. Он же, по информации участников политического рынка, более других чиновников лоббировал выделение необходимого количества ресурсов для спасения «КИТ-Финанса», как если бы это был его собственный банк или банк членов его семьи.
В этой истории настораживает одно: представители элиты настолько одержимы веселухой, тратят столько времени на то, чтобы спасти свои и передать в правильные руки пока еще чужие активы, что невозможно понять, где они найдут время на то, чтобы заниматься реальными мерами по преодолению последствий кризиса…
Алексей Полухин
Комментарии