Деструктивная политика президента Буша

На модерации Отложенный В масштаб падения этой республики после прихода к власти президента Джорджа Буша трудно поверить. Восемь лет назад у Соединенных Штатов был профицит бюджета, царили мир и благосостояние, Америку уважали во всем мире. Да, Билл Клинтон запятнал институт президентства потаканием своим слабостям. Позже в мемуарах он объяснял свой флирт со стажеркой в Белом доме худшим из всех возможных мотивов. Он сделал этот потому, что он мог. Но это бледнеет по сравнению с тем, что сделал со своей страной Буш.

Думаю, что его решение о вторжении в Афганистан было верным. Но, не закончив начатого, Буш опрометчиво бросился в Ирак (который не представлял угрозы), так и не уделив достаточных ресурсов и внимания Афганистану. Ирак был и остается отклонением от борьбы с исламским экстремизмом. До бушевского вторжения в Месопотамии не было 'аль-Каиды'. А Иран невероятно увеличил свое влияние.

Помните, как Дональд Рамсфелд говорил после 11 сентября, что необходимо нанести удары по Ираку не потому, что между Ираком и 11 сентября существует какая-то связь, а потому, что в Ираке больше объектов, достойных уничтожения, чем в Афганистане? И надо было понимать, что на решение Буша не повлияют никакие аргументы, никакие оппоненты, никакие слова предосторожности.

Если изучить все разнообразные причины превентивной войны с Ираком - несуществующее оружие массового поражения, распространение демократии, помощь Израилю, и т.д. и т.п. - то все сведется к худшей из возможных причин: Буш вторгся в Ирак потому, что он мог.

Буш обещал, что израильско-палестинский конфликт будет разрешен до окончания срока его полномочий, но все это время его усилия были вялыми, спорадическими и жалкими - почти обреченными на провал.

Гордыня и высокомерие первого президентского срока Буша продолжают отравлять колодцы доброй воли, которые когда-то приносили такую пользу этой стране. Ни один самый позорный скандал со стажеркой не мог запятнать эту администрацию больше, чем подрыв Конституции и тайные камеры пыток. На сегодняшний день мы втянуты в две войны, дефицит бюджета беспрецедентен, а подобного финансового кризиса не было с времен Герберта Гувера. Президент настолько мало уважаем, что создается такое впечатление, будто он уже ушел со сцены.

Экономика идет ко дну, и может утащить за собой весь мир.
Та же безнадежно некомпетентная администрация, руководствовавшаяся идеологией, которая дала вам Ирак и рапортовала о 'выполненном задании', стояла за полюбовной сделкой, в рамках которой Комиссия по ценным бумагам и биржам позволила инвестиционным банкирам увеличивать свои долги пропорционально имеющемуся у них капиталу, а затем не сумела осуществить надзор над ними.

Как пишет New York Times, эта сделка 'идеально вписывалась' в более широкий подход по дерегулированию, исповедуемый Бушем. От него пострадало все: от 'Комиссии по безопасности потребительских продуктов и Агентства по защите окружающей среды до безопасности труда и транспортных агентств'.

Было время, когда дерегулирование имело смысл, но, как и во многих других аспектах жизни своей администрации, Буш здесь перегнул палку.

'Я не упущу шанса достичь больших целей', - говорил Буш Бобу Вудворду (Bob Woodward) в 2001 г. Но теперь, в своей четвертой книге о президентстве Буша 'Война изнутри' (The War Within), Вудворд заключает, что последние восемь лет Буш 'проявлял нетерпеливость, браваду и тревожную некритичность по отношению к собственным решениям. Результатом слишком часто становилась импульсивность, беспечность, и, что беспокоит, пожалуй, больше всего, - замедленная реакция на меняющиеся реалии и советы, которые приходились ему не по душе... Своих амбициозных целей 2001 года Буш не достиг'.

Однажды Буш сказал, что объединит страну, но он сознательно ведет политику, направленную на раскол и разрушение. Странно обособленный, он позволил вице-президенту затмить себя и передавал ему право на принятие решений, которые должен принимать только он. Как говорит Вудворд, в последние дни своего злополучного президентства Буш не может похвалиться тем, что он 'окончательно искоренил террор. Он не достиг мира во всем мире. Он не одержал победы в двух своих войнах'.

И вот теперь, в последние дни его администрации, которую история расценит как одну из худших в нашей истории, разворачивается гигантский финансовый кризис. Когда думаешь о Буше и его команде, трудно поверить в то, что такая горстка людей могла натворить столько бед.