«Друг Путина» - совладелец крупнейшего производителя газа в РФ?

На модерации Отложенный

Один из самых загадочных российских предпринимателей – Геннадий Тимченко, который считается старым другом Владимира Путина, как оказалось, владеет более 5% компании «Новатэк» – второго по величине производителя газа в России. Об этом пишет газета «Ведомости».

В понедельник «Новатэк» сообщил, что 5,07% его акций владеет люксембургская Volga Resources SICAV-SIF S.A. (через 100-процентную «дочку» – кипрскую White Seal Holdings Ltd). Вчера такой пакет стоил на ММВБ 14,2 млрд рублей, на майских максимумах – почти 33 млрд рублей. Раскрыть этого акционера пришлось в соответствии с российским законом: 1 октября пакет Volga Resources превысил 5%.

Volga Resources – люксембургский фонд, Тимченко – его основатель и совладелец, сказал «Ведомостям» представитель PR-агентства Weber Shandwick Алекс Брод. Это агентство также представляет интересы нефтетрейдера Gunvor, основанного Тимченко.

У Тимченко есть еще «небольшой портфель» акций российских энергетических компаний, хотя доли в них незначительные, говорит представитель фонда. Он, однако, не сообщил, есть ли в портфеле акции «Газпрома», «Роснефти» и «Сургутнефтегаза». Ранее один из знакомых Тимченко утверждал, что у его структур есть акции «Газпрома» и компаний, связанных с концерном.

О Тимченко не было никакой публичной информации до 2004 г., пока перед президентскими выборами один из кандидатов — Иван Рыбкин не назвал его и братьев Ковальчуков людьми, «отвечающими за бизнес Путина». Главный актив Тимченко, о котором известно официально, - доля в нефтетрейдере Gunvor с $43 млрд выручки в 2007 году. На Gunvor приходится почти треть всего экспорта российской нефти, который идет через порты.

Он работает с «Сургутнефтегазом», «Газпром нефтью» и «Роснефтью». Компании не раскрывают объемы и цену топлива, которое достается Gunvor. Геннадию Тимченко всегда приписывали долю в «Сургутнефтегазе» и банке «Россия».

Gunvor – одна из самых закрытых, но при этом важнейшая для российской экономики и истеблишмента компаний. Широко обсуждать ее стали лишь после того, как в конце октября второй ее основатель Торбьерн Торнквист в интервью Reuters признался, что компания была основана в 1997 году на паритетных началах между ним и российским предпринимателем Геннадием Тимченко. Gunvor – третий в мире нефтетрейдер после Glencore (выручка в 2006 году – $116,5 млрд) и Vitol ($113,9 млрд.).

После интервью Торнквиста журналисты немедленно связали успехи малоизвестной компании с личностью Тимченко, которого называют старым другом и сослуживцем Владимира Путина. Политолог Владимир Прибыловский в беседе с «Полит.ру» предположил, что Тимченко «скорее не владелец, а кассир транснациональной нефтегазовой корпорации», «очень доверенное подставное лицо».

В мае газета Financial Times писала, что за успехом Gunvor стоят «особые отношения» Тимченко с Путиным. На это Тимченко был вынужден дать письменный ответ. Он отправил в FT письмо, где утверждал, что его «более чем двадцатилетняя карьера в нефтяной отрасли не строилась на фаворитизме или политических связях». Gunvor, написал Тимченко, это то, чем он кажется: «эффективный нефтетрейдер, созданный за десять лет на основе отличной логистики, транспорта, надежности и цены».