Сегодня в России вес имеет только голос Путина?

На модерации Отложенный

Теперь, когда тема Грузии ушла с первых страниц газет, настало время подумать, что же на самом деле стоит за масштабным вторжением России в эту едва оперившуюся прозападную демократию.

Совершенно очевидно, что Россия ускорила данную войну, действуя через своих ставленников-головорезов из Южной Осетии. Она нагнетала конфронтацию путем осуществления постоянных провокаций против Тбилиси. Если не считать ненависти российского премьер-министра Владимира Путина к президенту Грузии Михаилу Саакашвили, то что это было: расплата за Косово или сигнал соседним государствам от Балтийского до Черного моря, дабы те изменили свой прозападный курс? Может быть, и то, и другое. Но если это так, то сигнал не сработал. Через два дня после российского вторжения Польша подписала с Соединенными Штатами соглашение о противоракетной обороне, хотя до этого процесс переговоров тянулся почти два года. Эти страны также вывели с российского рынка акций 35 миллиардов долларов. Приграничные страны совершенно очевидно хотят сближения с Западом.

Конечно, в намерения Путина не входило укрепление трансатлантического союза, но он сделал это. Путину безразличны косовские сербы или 70000 осетин, доставшиеся ему в наследство. Его главная цель - расширение контроля над транзитными энергетическими трубопроводами, проходящими через этот регион. Россия открыто заявила, что будет проводить политику недопущения строительства Западом газопровода Nabucco через территорию Грузии, поскольку по нему в Европу пойдет газ не из России, и Москва этот поток не сможет контролировать.

В качестве отступления: вопреки распространенному мнению, российская военная операция в Грузии была далеко не столь профессиональна. Согласно имеющимся данным, тридцать процентов танков русских сломалось, не дойдя до границы. Россия потеряла семь или восемь самолетов. Единственное, что она сделала хорошо и успешно - это одновременная кибернетическая атака в Интернете на диссидентские вебсайты.

В те дни был разоблачен миф о том, что Путин передал бразды правления "избранному" недавно российскому президенту Дмитрию Медведеву. Сегодня в России вес имеет только один голос, и это голос Путина. Контроль над энергоресурсами и соответствующими трубопроводами не только дает Путину политические рычаги давления, но и помогает заполнять денежные сундуки его бывшим дружкам по КГБ.

Клептократия Путина - это мафиозная организация, где господствует представление о том, что все имеет свою цену. Покупаются услуги, политики, лояльность. А в случае с Грузией они забрали то, что не смогли купить.

Надежды Евросоюза на то, что расширение отношений в сфере энергетики приведет к смягчению российской политики и заставит ее принять европейские демократические ценности, также оказались ошибочными. Италии и Германии пора прекратить играть роль доверенных лиц Путина в ЕС.

Как отметил посол Кейт Смит (Keith C. Smith) из Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies), когда российский газовый монополист "Газпром" в январе 2006 года прекратил подачу газа на Украину и в Грузию, он ясно продемонстрировал всем готовность Путина использовать энергетические ресурсы России для оказания политического давления. Еще один пример - более чем трехлетняя блокада Россией латвийского нефтяного порта Вентспилс. Введена она была в связи с тем, что Москва хотела поставить в качестве владельца портовыми мощностями одну из своих компаний. А после этого российская монополия "Транснефть" проинформировала соседнюю Литву, что будет длительный перерыв в поставках нефти на ее нефтеперерабатывающий завод в городе Мажейкяй, что вызвано "ремонтом" трубопровода.

Как все удачно совпало!

Ясно, что Путин считает энергоресурсы своим главным рычагом политического и финансового давления. А поскольку Запад довольно слабо отреагировал на его вторжение в Грузию, перед ним явно возникнет искушение расширить свой контроль. Но хотя нефть и газ крайне важны для усиления контроля Путина, они могут также стать источником его слабости. Несмотря на то, что сегодня Россия переполнена нефтедолларами, она нуждается в денежных средствах Евросоюза для поддержания и развития своей экономики. Кроме того, ее нефтегазовая инфраструктура разрушается и требует капитального ремонта.

После вторжения финансовые инвесторы пересмотрели характер рисков, связанных с ведением бизнеса в России с Путиным и его ставленниками из КГБ. Главный ключ к изменению поведения России в бизнесе и политике - это снижение цен на нефть.

Чтобы дать серьезный ответ на российское вторжение в Грузию и поддержать другие зарождающиеся демократии по российскому периметру от Балтики до Черного моря, необходимо предпринять следующее:

- Ускорить реализацию процесса предоставления плана действий по подготовке к членству Грузии и Украине; а когда они обратятся с соответствующей просьбой, принять их в члены НАТО. К этому ускоренному процессу можно также подключить Финляндию и, возможно, Швецию. Новые страны-члены обязаны следовать принципам этого оборонительного альянса. Те задачи и обязанности, которые должны принять на себя все страны-члены, ясны и понятны. Входящее в состав альянса государство не может начать наступательные боевые действия в надежде на то, что НАТО придет ему на помощь. Все признают, что на Украине существует ряд внутренних проблем, однако следует активно ускорить процесс подготовки ее к членству и применить другие стимулы.

- ЕС должен реализовать общую энергетическую политику и ввести свои правила противодействия конкуренции со стороны усиливающихся монополий, таких как "Газпром" и "Транснефть".

- Поддержав энергетическую политику ЕС, Соединенные Штаты Америки должны ускорить реализацию собственной всесторонней энергетической политики.

- Следует продолжить оказание Грузии военной, экономической и политической помощи. Грузинская армия должна усовершенствовать свои профессиональные навыки, дабы стать приемлемым членом НАТО.

- Канцлер Германии Ангела Меркель должна выйти из очень дорогостоящего проекта строительства Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря, о котором с Путиным договорился ее предшественник (а теперь член правления "Газпрома") Герхард Шредер (Gerhard Schroeder). Стоимость ветки Североевропейского газопровода "Ямал-I" составляет от 18,5 до 30 миллиардов долларов, а ветки "Ямал-II", которая могла бы пройти через Польшу - 2,8 миллиарда долларов. Зачем заставлять европейских налогоплательщиков набивать карманы Путину и его дружкам по КГБ? Такой шаг для Меркель будет труден, но это шаг в правильном направлении.

- Украине следует вновь рассмотреть проект прокладки давно уже запланированного трубопровода между украинским черноморским портовым городом Одессой и городом Броды, что на границе с Польшей. Это даст возможность перекачивать нефть из Казахстана напрямую в Западную Европу в обход России. Принятие такого решения может стать частью пакета мер, ускоряющих процесс членства Украины в НАТО.

У нас есть много проблем, требующих сотрудничества России, но реализация вышеуказанных мер позволит перебросить шар на половину поля Путина и уравнять шансы в этой игре.

Джеймс Лайонс