Америка больше не сможет навязывать свою версию капитализма?

На модерации Отложенный

Если американцам кажется, что причины наших нынешних экономических трудностей - это только субстандартная ипотека, секьюритизация, обмеление кредитных потоков, падающие цены на дома и так далее, то, видимо, креститься надо: из-за пределов Америки все это видится совершенно не так. Конечно, все эти проблемы включены в актуальный список - но есть и гораздо более важный фактор. Заключается он в том, что за рубежом в нынешних событиях видят признаки окончания эпохи, которую Генри Люс (Henry Luce) столь памятно назвал 'американским веком'. Америка стала причиной экономических проблем всего мира - стало быть, Америке и платить по этому огромному счету.

- То, что сегодня происходит, а началось это, известно, в Соединенных Штатах Америки в сфере экономики и финансов - это не безответственность конкретных лиц, это безответственность системы, которая претендовала на лидерство, - злорадствует премьер-министр России Владимир Путин.

Ясное дело, лучше критиковать Америку, чем признавать, что обвал фондового рынка в твоей собственной стране и бегство капитала - это результат конфискации иностранных инвестиций и вторжения в Грузию. Но в желании попинать США Путин отнюдь не одинок.

- Точка зарождения и центр тяжести проблемы явно находятся в США, - возвещает министр финансов Германии Петер Штайнбрюк (Peter Steinbrück). Даже Гордон Браун, премьер-министр нашего до недавнего времени ближайшего союзника, заявил, что экономические проблемы его страны импортированы из Америки - и в этом лидер оппозиции Дэвид Кэмерон (David Cameron) с ним полностью согласен. Правда, при этом они предпочитают не объяснять, каким образом американцы заставили банки Northern Rock и Bradford & Bingley выписать ипотечных закладных на суммы, превышавшие стоимость купленного жилья, или как им удалось убедить тот же B&B отказаться от проверки источников доходов заемщиков.

В общем, выбирайте любую экономическую проблему - и смело обвиняйте в ее возникновении Джорджа Буша и якобы 'политику разрегулирования', которую проводят неоконсерваторы. Сегодня в моду вошла игра 'обвини ближнего своего', по правилам которой жили-были Великобритания и ЕС со своей умной-разумной политикой, а тут, откуда ни возьмись, американские власти не углядели за собственным финансовым сектором - и из-за этого все посыпалось.

Но и это еще не все. То, что американские политики не сразу согласились вытащить из долговой ямы финансовую систему за 700 миллиардов долларов, якобы показывает, что единственное, что их интересует - это возможность остаться в своих креслах еще на один срок. Да, уже в пятницу этот законопроект прекрасно прошел, и министр финансов Хэнк Полсон (Hank Paulson) с председателем Федеральной резервной системы (Federal Reserve) Беном Бернанке (Ben Bernanke) договорились о высвобождении капиталов для кредита - при том, что Банк Англии и Европейский Центробанк так и не опустили процентные ставки. Да, Америке на внедрение огромного 'пожарного' пакета национального масштаба понадобилось меньше времени, чем британскому правительству - на то, чтобы решить, что делать с одним-единственным банком Northern Rock, и что уж говорить о европейцах, которые сначала вообще отказывались признавать, что у них что-то не в порядке, а потом начали ссориться между собой, кто как относится к решению Ирландии застраховать от потерь всех вкладчиков банков. Какая уже разница, правда?

Призыв французов скоординировать усилия по спасению экономики в рамках всего ЕС никем не были услышаны: немцы, уверенные, что их банки в основном избежали американской заразы, боятся, что любая такая программа будет равносильна налету на их казну, а Брауну вообще больше по душе чисто тактические решения по каждому отдельно взятому банку плюс создание очередного комитета по координации общенациональных усилий - если, конечно, он примет решение об этом. Однако Европа, как видим, не унывает, ибо неподдельной радостью ее лидеров наполняет дискредитация американской модели.

Вот, например, президент Франции Николя Саркози:

- Мысль о том, что рынок всемогущ и ему не нужны никакие правила и политическое вмешательство - это безумие. . . кончилось время саморегулирования. Кончилось время самотека. Кончилось время всемогущего рынка, который всегда прав.

Критиков Америки совершенно не волнует, что ни один американский политик или чиновник никогда не утверждал, что финансовая система работает 'без каких-либо правил'. Не смущает этих людей и то, что не кто иной, как они сами, несколько лет увлеченно обличавшие Закон Сарбейнса-Оксли (Sarbanes-Oxley, американский закон об обязательном раскрытии эмитентами ликвидных ценных бумаг корпоративной информации, даже традиционно считавшейся конфиденциальной - прим. перев.) как вопиющее свидетельство 'зарегулированности' Америки, столь легко перекочевали на другую сторону и закричали, что Америке надо не избавляться от старых ограничений, а плодить новые.

Для этих людей самое важное - что американская модель мертва. Во всяком случае, они так думают - или, если точнее, надеются. Больше Америка не сможет навязывать свою версию капитализма развивающемуся миру, не сможет задирать нос, сталкиваясь с альтернативными моделями авторитарного капитализма, предлагаемыми Китаем и Россией, или с моделью защиты жизненно важных 'системообразующих' французских компаний, например Danone. Есть здесь и еще кое-что. Пухнущий дефицит федерального бюджета - это конец доллара как резервной валюты. И скатертью ему дорога - ведь именно из-за раздутого статуса доллара Америка могла важничать и занимать у всего мира деньги на глупые авантюры типа Ирака и Афганистана.

Я в последнее время на себе ощутил, что значит быть американцем, живущим в Лондоне и - так уж получилось - по профессии занимающимся экономикой, да к тому же и известным как большой сторонник демократического капитализма. Меня все чаще приглашают на разные телевизионные программы, потому что их ведущим нужен хоть кто-нибудь - хоть один человек, - готовый высказаться в поддержку американской системы. А противникам, с которыми мне приходится на таких передачах объясняться, несть числа - от левых политиков, захлебывающихся от восторга при виде трудностей капитализма, до правых, обвиняющих США в том, что из-за США вдруг потеряли работу все их друзья в Сити.

У одних претензии сводятся к тому, что, выкупив долги банка Bear Stearns, Америка фактически отпустила грехи всем мошенникам мира, разрешив им грешить и далее. Другие кричат, что Америка решила не выкупать долги Lehman Brothers, превратив в безработных тысячи весьма высокооплачиваемых британцев. Кому-то не нравится, что план Полсона спасает алчных банкиров, наведших на Европу американскую порчу; кому-то - что мы не приняли план Полсона с первой попытки, чем еще более усугубили проблемы европейских финансовых организаций.

Американские политики, впрочем, не обращают внимания на этот кошачий концерт. Их задача - принять и поскорее начать проводить в жизнь план восстановления экономики. Это будет нелегко: Министерство финансов не может просто позвонить и заказать на тарелочке 250 миллиардов - первый транш из обещанных 700 миллиардов - на выкуп плохих активов. Необходимо разработать аукционную систему, назначить советников и - и это самое трудное - определить стоимость бумаг, рынка для которых может и не оказаться.

А вот затем уже нужно будет начинать реформу законодательной системы. Чистым итогом этой работы станет превращение капитализма, который великий экономист Джозеф Шумпетер (Joseph Schumpeter) в свое время назвал силой созидательного разрушения, в силу, несколько меньше разрушающую. Пусть при этом она, скорее всего, станет и несколько меньше созидать, но, тем не менее, будет и далее выполнять свою задачу - обеспечивать и справедливо распределять стабильное улучшение материального благосостояния людей.

Ирвин Стелцер