В США психотерапевты все чаще предпочитают беседе таблетки
На модерации
Отложенный
В Америке пилюля лишила власти слово. Легче прибегнуть к лекарству, чем обратиться к психотерапевту. Об этом в своей статье, опубликованной в сегодняшнем номере газеты La Repubblica, пишет журналистка Симонетта Фиори. Все чаще психиатры, практикующие в Соединенных Штатах, отдают предпочтение быстрому эффекту таблетки, а не утомительным беседам на диванчике. Об этой тенденции было рассказано в авторитетном журнале Archives of General Psychiatry.
Были приведены статистические данные: в настоящее время медико-психологическое лечение в Америке лишь на 29% основывается на терапии слова, в то время как 10 лет назад этот метод лечения применялся в 44% случаев. Все больше становится психиатров, специализирующихся на фармакологических средствах, и все меньше тех, кто занимается психотерапией, говорится в исследовании Рамина Мойтабая и Марка Олфсона. Так значит, Фрейд устарел, как пишут американские издания? В действительности лекарственные препараты рискуют ликвидировать не только сам ортодоксальный психоанализ, но и более 400 методов психотерапии, применяемых сегодня в Соединенных Штатах.
Автор статьи пишет, что причиной этой новой тенденции являются факторы чисто экономического характера. Массимо Амманити, профессор университета Sapienza, указывает на изменения норм американского медицинского страхования: если раньше оплачивались счета за посещения психотерапевта, то теперь преимущество отдается оплате счетов по покупке психотропных препаратов.
Денежный вопрос объясняет многое, но не все, подчеркивает автор. Употребление лекарств стало привычкой. Все возрастные категории в Соединенных Штатах воспринимают лекарства как основной способ лечения. "Очень часто, – рассказывает Амманити, – учительницы начальных классов вызывают родителей в школу, чтобы порекомендовать их детям фармакологические средства, предназначенные для гиперактивных детей. Итальянцы, напротив, более осторожны в постановке диагнозов в детском возрасте. И особенно в том, что касается выписывания рецептов". Италия, продолжает автор, еще слишком далека от американской практики, но уже сейчас можно обнаружить некоторое сходство. "Существует опасность следования по этому пути, – предупреждает психотерапевт Симона Арджентьери. – У нас слишком часто превалирует необоснованное применение лекарств для того, чтобы сгладить жизненные трудности". Некоторые случаи требуют длительного времени лечения, сочувствия и сердечного участия, продолжает психотерапевт. Лекарственный препарат, по мнению ученого, удовлетворяет потребности почти всех: пациентов – потому что они избавлены от кошмарной необходимости обсуждать свои проблемы, врачей – потому что порой им приходится проводить курсы лечения в спешке в необорудованных особым образом помещениях.
Фармакологические методы поддерживают не только фармацевтические предприятия, но и международная медицинская литература, которая все громче выступает за интеграцию между различными видами терапии. "Между психотерапией и лекарством больше нет абсолютного противопоставления, как это могло быть раньше, – говорит Нино Дацци, глава министерской комиссии, руководящей допуском к медицинской практике. – В некоторых случаях применение лекарственных препаратов и слова может оказаться более действенным. Но возникает проблема, когда пациенту назначается лекарственный препарат не в связи с его заболеванием, а по причине неэффективности системы здравоохранения. Создается впечатление, что нет возможности применять психотерапевтические методы, как следовало бы, поэтому фармакологическое решение оказывается вынужденным".
В Италии нет недостатка в квалифицированных кадрах, пишет автор статьи. Претенденты на получение лицензии психотерапевта должны иметь диплом соответствующего высшего медицинского учебного заведения или диплом психолога, а также пройти специальную комиссию. "В то время как в Америке психологи могут выписывать препараты, – говорит Амманити, – у нас в этом праве отказано терапевтам, не имеющим медицинского образования".
Но если в Италии граждане и застрахованы от чрезмерного потребления психотропных пилюль, то фактом остается то, что психоанализ в его классическом виде – три сеанса в неделю бесконечное число лет – является роскошью, доступной только элите. Психоаналитики между тем, пишет автор, пересматривают свои методы, пытаются разработать краткосрочные курсы, которые, несмотря ни на что, давали бы положительный результат. Симона Арджентьери также высказывается за менее дорогостоящие эффективные курсы лечения: "Порой достаточно одной беседы, или эпизодических встреч, или одного сеанса в неделю в течение непродолжительного времени: важно позволить пациенту решать этот вопрос самостоятельно". Но в такой беднеющей стране, как Италия, пишет автор, даже самый кратковременный курс может оказаться недоступным в финансовом плане. "Многие из моих друзей-психотерапевтов, – говорит Нино Дацци, – рассказывают о том, что пациенты очень часто заканчивают курс лечения не потому, что удовлетворены результатами или вылечились, а потому, что не могут себе позволить продолжить лечение". Так что же? Таблетка как альтернативный метод? "Лекарственные препараты, – предупреждает психотерапевт Оннис, – никогда не были решающим методом лечения, кроме того, они провоцируют хронический характер заболевания". В противостоянии с пилюлей в Италии слово пока еще удерживает свои позиции, пишет в заключение автор статьи.
Симонетта Фиори
Комментарии