Россию обвиняют в \"ресурсном национализме\"

На модерации Отложенный

Россия попала в список стран, обвиняемых Евросоюзом в "ресурсном национализме". Еврокомиссия под руководством Питера Мандельсона готовит пакет мер против государств, которые на фоне высоких цен на сырье вводят экспортные пошлины или ограничения на вывоз той или иной продукции. Кроме России в "черный" список стран, увеличивших в последнее время экспортные пошлины на ряд наименований промышленного сырья, вывозимого в Европу, попали Китай, Украина, Бразилия, Аргентина. Еврокомиссар заявил о готовящихся ответных мерах: Евросоюз намерен усложнить отношения этих стран с ВТО, а также активнее использовать антидемпинговые пошлины против государств, вводящих экспортные ограничения.

Несмотря на грядущие торговые войны, Россия явно не намерена отступать от своих жестких позиций в вопросе экспорта ресурсов. Более того, депутаты Госдумы ставят вопрос о полном запрете экспорта леса-кругляка, а в Минэкономразвития собираются уменьшить квоту для американского мяса. Начальник сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Алексей Лихачев заявил, что ставки пошлин на ввоз в Россию мяса птицы сверх установленных квот могут повысить до 85 %, свинины – до 65 %. В то же время, по словам чиновника, квоту для США могут уменьшить до 750 тыс. тонн.

Упоминание Мандельсоном осложнения по линии ВТО относится, скорее всего, персонально к России, поскольку все остальные страны, попавшие в "черный" евросписок, уже состоят в этом торговом клубе. Дискуссии по этому поводу особенно обострились после того, как

премьер-министр Владимир Путин недавно инициировал прекращение выполнения Россией ряда торговых обязательств, соответствующих требованиям ВТО. Россия долгое время вела себя как примерный ученик, но ее так и не приняли в эту организацию. Вступление нашей страны в ВТО блокировали то Польша, то Грузия: под разными предлогами, но, в любом случае, не по экономическим, а по сугубо политическим причинам.

И здесь, конечно же, речь не идет о каком-то полном захлопывании дверей. Россия не заинтересована в самоизоляции. Да и лидеры Евросоюза в последнее время особенно горячо призывают нашу страну "не уходить в изоляцию". Никто никуда и не уходит. Просто Москва начала играть с европейцами по европейским же правилам.

А сильно ли ударят по нам встречные пошлины? Чтобы ответить на этот вопрос, надо признать обидную для нас вещь: мы как были, так пока и остаемся в основном сырьевым экспортером. Применение санкций к вывозимым из нашей страны крохам продукции с высокой добавленной стоимостью на общую картину не повлияет.

Европа уже давно проводит весьма жесткую политику, защищая собственных производителей в конкурентной борьбе с российскими. Взять, к примеру, антидемпинговые пошлины на металлургическую продукцию. Преодоление этого барьера было, пожалуй, тем единственным, ради чего России имело смысл стремиться в ВТО. Но отечественные металлурги и без того обошли эти ограничения, став совладельцами европейских компаний. Хотя сделать это было весьма не просто: вспомните, какой крик поднимался при каждой такой сделке, сколько заявлений звучало о "поглощении Европы русским мафиозным капиталом".

Как отмечает Мандельсон, "в Европе 240 тысяч человек заняты в сталелитейной промышленности, и миллионы людей связаны с обработкой стали. Сейчас Европа зависит от поставок сырья извне, мы констатируем, что индустриальная независимость в нынешних условиях невозможна". Но теперь угрозы, как считают европейцы, исходят, в основном, со стороны Китая и Индии. В этих странах бурно развивается промышленность, появился внутренний рынок. Увеличение ими экспортных пошлин продиктовано естественным желанием защитить собственных производителей. Несмотря на это, Евросоюз может предъявить к этим странам вполне обоснованные претензии по линии ВТО. Но только не по отношению к России, которая в эту организацию пока так и не вошла.

Тем не менее, судя по речи Мандельсона, экспортные пошлины на сырье станут камнем преткновения на переговорах с ЕС о принятии России в ВТО. При этом главная претензия к Москве будет связана не с энергоресурсами, а с ограничениями на вывоз леса, введенными в начале 2008 года, что уже стало причиной дестабилизации бумажной промышленности Финляндии, в результате которой финские компании терпят убытки, а их сотрудники становятся безработными.

Но Россия, скорее всего, будет и дальше стремиться вывозить из страны мебель вместо бревен. Угрозы Москве со стороны ЕС какими-либо санкциями останутся без последствий. Евросоюз вряд ли станет раскачивать лодку в условиях всеобщего экономического кризиса. Если Россия будет твердо стоять на своих позициях и не пойдет ни на какие уступки, конфронтация только ухудшит ситуацию в евроэкономике. При этом вступление в ВТО сейчас для РФ куда менее актуально, чем другая стратегическая задача: перенести производство всей продукции с высокой добавленной стоимостью на собственную территорию, и тем самым максимально снизить уровень сырьевого экспорта. Финских безработных, конечно, жалко, но у нас и своих полно.

Валерий Цыганков