Кто же был зачинщиком войны в Грузии?

На модерации Отложенный С прибытием наблюдателей от ЕС всплывают новые детали, противоречащие утверждению России, что Грузия первой вторглась в Южную Осетию.

Кто начал российско-грузинскую войну?

Спросите жителей Цхинвали – ныне разрушенного города, который в советские времена был столицей провинции, – и вам все поголовно ответят: "Грузия".

7 августа президент Грузии Михаил Саакашвили объявил об одностороннем прекращении огня – а всего через несколько часов после этого отдал приказ о массированном артобстреле и наступлении бронетехники, дабы вернуть мятежную Южную Осетию под контроль Грузии.

"Слава богу, русские подоспели вовремя, – говорит Елена Хублова; по ее словам, она уцелела благодаря тому, что спряталась в подвале. – Грузины убивали всех, кто выходил на улицу".

Но, по данным одного российского журналиста, стали известны новые детали, противоречащие этой версии событий. Саакашвили, выступая на прошлой неделе в ООН, тоже изложил принципиально иную версию и призвал провести беспристрастное международное расследование для того, чтобы "яснее понять, как началась эта война и кто ее начал".

Поиск ответа – это не чисто научные или исторические экзерсисы. По словам российских наблюдателей, ответ на этот вопрос будет решающим для современного глобального имиджа крепнущей России. Это разумно мыслящая – пусть все более напористая – держава регионального значения, оберегающая свои фланги? Или страна, которая возрождает международные амбиции и военный экспансионизм СССР?

Для Саакашвили тоже многое поставлено на кон. В ООН он утверждал, что "на Грузию напали, так как это успешная демократия"; он также просит Запад поддержать заявку его крохотной кавказской страны на вступление в НАТО.

"В грузинском обществе, как и по всему миру, главный вопрос состоит в том, как именно началась война, – поясняет Арчил Гегешидзе, эксперт из независимого Foundation for Strategic and International Studies, который базируется в Тбилиси, столице Грузии. – Мы хотим знать, можно ли было избежать этого кризиса?".

Была ли Грузия агрессором?

Кремль уверяет, что вмешался в события только для того, чтобы отразить наступление грузинской стороны и спасти жителей Южной Осетии, имеющих российские паспорта, в соответствии с соглашениями от 1992 года, которые закрепляют за Россией миротворческую миссию в этом регионе. Большая часть мира признает ключевые элементы российской версии, и мало кто ее опровергает.

Южная Осетия, где проживает около 70 тыс. человек, – область величиной с Род-Айленд – в период распада СССР провозгласила независимость от Грузии.

В 1992 году Южная Осетия нанесла поражение грузинским силам и до лета этого года кое-как существовала в качестве российского протектората, не имеющего шансов на признание суверенным государством даже со стороны Москвы. Хотя по нормам международного права эта область входит в состав Грузии, российские эксперты утверждают, что вторая попытка Грузии захватить Южную Осетию силой аннулирует претензии Тбилиси.

После августовской войны президент России Дмитрий Медведев признал независимость Южной Осетии и Абхазии, и теперь Россия создает в обоих регионах постоянные военные базы.

"В течение последних шести месяцев Россия активно готовилась к грузинской агрессии, так как наши разведслужбы предостерегли нас, что Саакашвили готовит нападение" на Южную Осетию или Абхазию, говорит Андрей Климов, заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по международным делам. Климов составил подробную хронику событий, которые привели к войне. Из его данных явствует, что российская 58-я армия вошла в Южную Осетию после обеда 8 августа, почти через 20 часов после того, как массированные силы грузинской бронетехники и артиллерии начали обстреливать Цхинвали.

Или Россия первой начала вторжение?

"Когда это случилось, мы были не настолько бдительны, как следовало бы, и Саакашвили успел разрушить Цхинвали", – говорит Климов. Но версия Саакашвили, которую поддерживает как минимум один российский военный эксперт-инакомыслящий, гласит: грузинский президент направил свои силы в Южную Осетию, пытаясь остановить крупное российское вторжение, которое уже началось.

Саакашвили неоднократно уверял, что грузинская разведка засекла на территории Южной Осетии большое количество российских танков и военнослужащих 7 августа, до того, как грузинские силы атаковали Цхинвали.

Высокопоставленные представители администрации США сказали, что не могут проверить его утверждения, пояснил Саакашвили недавно в заявлении, показанном по телевизору, поскольку "их спутники в основном направляли свои объективы на Ирак (...) а происходящее на земле [в Грузии] было невозможно увидеть из-за облачной погоды".

Грузинское руководство утверждает, что Россия готовила удар силами войск на протяжении пяти лет – с тех пор, как "революция роз" под руководством Саакашвили привела эту маленькую страну на путь, ведущий к вступлению в НАТО. Грузия провозгласила себя ключевым союзником США в богатом энергоносителями Прикаспийском регионе.

Эти доводы широко поддерживаются представителями американской администрации. Однако неожиданные детали сообщил российский журналист – Павел Фельгенгауэр, военный корреспондент независимого московского еженедельника "Новая газета".

Ссылаясь на источники среди военных, Фельгенгауэр утверждает: "Решение начать войну с Грузией в августе было окончательно одобрено Генштабом РФ в апреле", и Россия приступила к подготовке к вторжению.

В последующие месяцы, по словам журналиста, российский ВМФ начал приводить Черноморский флот, скандально известный своей расхлябанностью, в состояние готовности.

Российские вооруженные силы направили в Абхазию особые войска для ремонта железных дорог, а в конце июля 58-я армия, базирующаяся во Владикавказе, начала проводить военные учения близ границы с Южной Осетией. "В действительности эти учения представляли собой окончательную переброску войск для участия во вторжении", которое началось через неделю, говорит Фельгенгауэр.

Российские официальные лица утверждают, что армейские учения были в порядке вещей, а все долгосрочные приготовления объяснялись сознанием того, что грузинские силы – также проводившие в июле военные учения – возможно, планируют нападение.

"Эти учения проводятся два-три раза в год", – говорит Станислав Кесаев, вице-спикер парламента российской республики Северная Осетия. "Было хорошо известно, что Саакашвили, которому страшно хотелось продемонстрировать готовность Грузии к вступлению в НАТО, намеревается совершить нечто безрассудное", – добавляет он.

По словам грузинских экспертов, южноосетинские союзники России начали кампанию "провокаций", в том числе обстрел грузинских сел и нападения на грузинских полицейских, за несколько дней до начала войны. "Было очевидно, что войны хотела Россия, она пошла на все, чтобы заманить Грузию в ловушку путем провокаций", – говорит Гегашидзе.

Однако для большей части инцидентов, упомянутых грузинскими экспертами, находятся соответствия среди предполагаемых "грузинских провокаций", в том числе убийства и похищения госслужащих из Южной Осетии, подробно описанные в хронике Климова.

Эвакуация накануне нападения

Власти Южной Осетии признают, что в течение нескольких дней накануне войны эвакуировали из Цхинвали значительную часть мирного населения. Несмотря на утверждения России, что грузинские силы совершали "геноцид", правозащитные организации впоследствии смогли документально подтвердить не более 137 случаев гибели жителей Южной Осетии, большинство которых, по-видимому, принимали участие в боевых действиях.

"Возможно, для мира война стала неожиданностью, но мы все знали, что она надвигается, – говорит Станислав Джиоев, представитель властей Южной Осетии. – Мы видели, что грузинская армия на марше, и вывезли свои семьи из Цхинвали".

По данным расследования независимого российского правозащитного движения "Мемориал", опубликованным на прошлой неделе, то же самое произошло в грузинских селах Южной Осетии в течение нескольких дней накануне боевых действий. "Прогрузинские лидеры предупредили всех сельских жителей, чтобы они уезжали, и пообещали: когда все закончится, можно будет вскоре вернуться", – говорит активист "Мемориала" Александр Черкасов.

На прошлой неделе, стоя рядом с закопченным остовом – руинами громадного, украшенного колоннами здания парламента, которое занимает заметное место на главной площади Цхинвали, – президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сказал, что мир может спорить на эти темы сколько угодно, но его самого волнует только восстановление страны.

"Мы пытались добиться независимости мирными средствами, но наш сосед этого не захотел, – говорит он. – Теперь мы ее отвоевали, и ради этого стоит жить и работать".

Фред Уэйр и Ольга Подольская