Русский Дисней: как это делается?
На модерации
Отложенный
Одно из самых успешных отечественных культурных начинаний последнего времени - мультсериал "Смешарики" - довольно шумно отметил недавно свое пятилетие. Несмотря на то, что возраст проекта еще детсадовский, развернулся он уже по-взрослому. Более сотни серий, эфиры в прайм-тайм на самых рейтинговых каналах, два десятка деловых партнеров, среди которых "Мегафон" и сеть магазинов "Детский мир"; оборот продукции с изображениями Смешариков на конец прошлого года достиг $100 млн. Не говоря уже о мегапопулярности у детей и безусловном доверии со стороны взрослых: "Смешарики" - едва ли не единственный отечественный мультфильм, который, например, я, как молодой папа, готов дать смотреть своим детям, не ознакомившись предварительно с содержимым лично.
Не секрет, что финансовая и эстетическая составляющие многих проектов довольно скоро приходят в противоречие, и чем успешнее в финансовом плане проект развивается, тем эти противоречия сильнее, а художники нередко становятся заложниками бизнеса. В этом плане "Смешарики", кажется, являются счастливым исключением. Самые свежие серии столь же любовно и изобретательно сделаны, как и первые, никакой усталости творцов от материала не чувствуется. Проект, судя по всему, далек от завершения, но уже сейчас можно сказать, что перед нами - выдающийся, редчайший для России, образец менеджмента и маркетинга в области культуры. О секретах успеха мы расспросили Дениса Чернова, ведущего режиссера студии компьютерной анимации "Петербург", которая и занимается производством сериала.
- Денис, сколько времени Вы в проекте? - С момента организации студии, то есть уже пять лет. Собственно, студия под проект и была организована. Сам проект появился почти случайно. В свое время в 2001 году мой давний товарищ - я с ним знаком больше 15 лет - Салават Шахинуров нарисовал объевшихся зверей. Это была просто шутка, ни к чему, но вроде по дизайну получилось забавно, и он пришел с этим к нашему нынешнему продюсеру Илье Попову. Возникла идея сделать некий бренд с этими персонажами, но ведь бренд сам по себе не работает! Поэтому мы решили сделать анимационный продукт, который был бы интересен и сам по себе, и в плане продвижения бренда. Прошло несколько лет, все это тихонько обдумывалось, но не двигалось никак, пока в проекте не появился Анатолий Прохоров, один из создателей студии "Пилот", соратник Александра Татарского. Он стал художественным руководителем проекта. Потом они позвонили мне и спросили, не хочу ли я принять участие в странном проекте про странных зверушек, которые будут ходить друг другу на чай и не будут ни с кем воевать. Меня пригласили на должность ведущего режиссера студии анимационного кино "Петербург", кем я все это время и работаю.
- Что такое ведущий режиссер? - Ведущий режиссер - это, во-первых, режиссер. Я до недавнего времени делал серии сам. Я сделал 42 серии и при этом осуществлял контроль над действиями других режиссеров, поскольку параллельно делаются обычно три серии. В нашей команде появлялись новые люди, мы их подучивали, воспитывали. Они рисуют раскадровки, мы с ними это все обсуждаем, вносим коррективы. Все это организует и координирует ведущий режиссер.
- То есть Вы начальник над режиссерами. А над Вами есть начальники? - У нас сложилась очень хорошая традиция: продюсер не влезает в творчество. В России множество интересных проектов чахнет по той простой причине, что продюсер начинает чувствовать себя чемпионом по всему: как актеров выбирать, как снимать, какую историю и как рассказывать и т.д. Человек, получивший проект в управление, часто считает, что раз он продюсер, то должен влезать во все. Мне очень нравится, как работает наш продюсер Илья Попов. Он говорит: творчество - это твое, финансы - это мое. Мы можем говорить про концепции, как двигаться в выбранном направлении, но двигаюсь в этом направлении уже я и моя команда. Разумеется, есть некие ограничения, которые мы сами себе поставили, чтобы проект был все-таки целостный, чтобы он не разваливался.
- В чем заключаются эти ограничения? - Ограничения носят характер идеологический. Как известно, у нас в сериале нет антагонистов. Нет зла, с которым борются персонажи. У нас разговор про другое - про человеческие отношения. Полная противоположность историям про Тома и Джерри, где в одной серии бьют молотком, в другой рояль на голову обрушивают…
- В одной серии у Вас Нюша и Ежик жестоко рубятся на выборах… Это не антагонизм? - Это не антагонизм, это нормальный человеческий конфликт. Всякая драматически выстроенная история, как известно, строится на конфликте, предполагающем разность интересов, разность взглядов и т.д. Весь вопрос в том, как персонажи приходят к компромиссу, как они договариваются - это ведь самое интересное в отношениях.
- Идею без антагонизма, отсутствия зла, Прохоров предложил? - Это была как бы общая идея, изначальная, что есть такое место, где звери, анимационные персонажи живут весело и дружно, где никто никого не хочет завоевать, никакой Дарт Вейдер не приходит с мечом. Понятно, что все это восходит к миру Винни-Пуха, где нет врагов. Собственно, идея оформилась, как только сформировались персонажи. Это заслуга нашего сценариста Алексея Лебедева, который написал уже колоссальное количество сценариев - больше ста пятидесяти, это уникальный случай, в России ничего подобного не было. Появились со временем прописанные характеры персонажей. У каждого свои привычки, свои проблемы, потому что когда все хорошо - про что рассказывать? У каждого свой мир. При столкновении этих маленьких мирков возникает драматургическая ситуация, на основе которой можно рассказывать историю. Нам, кажется, удалось вдохнуть жизнь и индивидуальность в каждого персонажа и рассказать серьезные драматические истории, не опускаясь до уровня ребенка, а поднимая его до взрослого уровня.
- Как Вы относитесь к тому, что мэтры отечественной анимации: Эдуард Назаров, например, или Юрий Норштейн - относятся к "Смешарикам" настороженно, а то и вовсе критически. - Знаю. Читал. Разговаривал.
- Непосредственно с ними? - Не скажу, что я сильно знаком с Норштейном, но разговор, впрочем, довольно сумбурный, у меня с ним был. Да и Прохоров с Норштейном знаком, у них дачи рядом, ходят друг к другу в гости. Знаете, это странная история. Мне кажется, "Смешарики" не из той серии, что "пипл хавает". Нет, мне кажется, в этом есть что-то нормальное, человеческое. Не хочу никого обидеть или оскорбить, но думаю, тут есть момент ревности. Кроме того, во всем этом чувствуется такое советское настороженное отношение к коммерции. Дескать, коммерция, власть денег, фи. А вот андеграунд, квартирные посиделки на кухне - это самовыражение, это да. Людям старшего поколения сложнее перестроиться.
- Чья похвала, чье одобрение для Вас были наиболее важны, наиболее лестны - необязательно аниматоров, а просто уважаемых людей, инстанций вкуса? - Конечно, приятно получать какую-то реакцию от профессионалов. Мы общаемся, я каждый год езжу в Суздаль, на открытый Российский фестиваль анимационного кино, общаюсь с коллегами. Но, знаете, для меня важнее всего, если на каком-то форуме в интернете, обычный зритель, неизвестный мне, скажет, что очередная серия "Смешариков" - это здорово. Он, этот самый зритель, лицо независимое, незаинтересованное. Я понимаю, что он говорит это не потому, что он знаком со мной, а потому что действительно так думает.
- Говорят, что сейчас киноиндустрия испытывает колоссальный кадровый голод, в частности, выпускники профильных учебных заведений, дипломированные режиссеры, сценаристы, технические специалисты, приходят в реальное кинопроизводство абсолютно неподготовленными. Вы сталкиваетесь с этим? - Кадровая проблема, конечно, есть везде и нам от этого тоже никуда не деться. Но нам повезло. Это счастливое стечение обстоятельств, абсолютно невероятное, невозможное, не просчитываемое заранее: в самом начале проекта собралась группа симпатизирующих друг другу людей, прошло пять лет.
Но уберите одного человека из этой группы - и все абсолютно станет другим, уберите двоих - проект рухнет. Сценарист Алексей Лебедев незаменим, наши композиторы Марина Ланда и Сергей Васильев написали такое количество авторской музыки - это просто маньяки, они под каждую серию пишут оригинальный трек. Ни за какие деньги человека не заставишь так работать. А вообще, действительно, с кадрами беда. Нет никого и найти невозможно ни за какие деньги - нету людей, нету. Где-то, может быть, сидят в своих углах какие-то талантливые люди, но их не найти. Нет в России такого, как в Голливуде: запускаются с каким-то проектом, кладут перед собою талмуд с базой данных, с портфолио и выбирают: а давай этого возьмем сценаристом - нет, давай этого, он в том блокбастере себя здорово показал. Мы еще не обросли таким количеством талантов. А ВГИК - да, выпускает часто просто профнепригодных людей.
- Пиратство для Вас серьезная проблема? У Вас есть какая-то специальная антипиратская политика - вот "Первый канал", скажем, выпускает очередные "Дозоры" - и устраивает тут же акции устрашения вместе с УБЭПом, показывает эти рейды на всю страну в прайм-тайм…- Рейды не устраиваем, но особенно поначалу старались следить, где что продается, сигнализировали, если, допустим, где-то появлялись сто мультиков на одном диске, старались "подвинчивать" злодеев. Игрушек много подделывают - бывают такие страшные, у нас на студии целая коллекция контрафакта уже сложилась из таких пиратских уродов.
- Отношения с телеканалами у Вас как складываются?
- У нас есть программа на "Домашнем", канал "Теленяня" нас часто показывает. "Смешариков" можно чаще встретить на СТС. Поначалу когда встал вопрос, что надо бы что-то катать на ТВ, они настороженно, подозрительно взяли какие-то первые серии. За очень, очень смешные деньги. Не за деньги, а просто так. Но спустя полгода они уже сами звонили, интересовались планами. Приносите, дескать, будем брать. И чем дальше, тем больше отношения становились дружелюбными… И они теперь с удовольствием катают "Смешариков". Сейчас на фоне такого количества продаваемых товаров с брендом "Смешарики" сериал в принципе может выйти на самоокупаемость, но в течение долгого времени это было абсолютно убыточное занятие. Двадцать долларов за показ одной серии платили телеканалы.
- По-моему, курьерская доставка кассеты на ТВ дороже стоит…- Там все дороже, кассета одна дороже. Двадцать долларов за показ, потом - стало сто. Но какая разница, если себестоимость одной серии - 30-40 тысяч долларов? Зритель включил, посмотрел, хи-хи, ха-ха, но это несколько месяцев работы студии. Поэтому гоcподдержка была очень важна, без нее ничего бы не вышло. На выпуск первых двадцати серий Федеральные агентства по культуре и по печати выделили гранты, покрывшие 60% расходов. Сейчас государственная поддержка не превышает трети затрат.
- Сложно было ее получить? - Это было до моего участия, людей начали подбирать, как только грант был получен. Но, думаю, деньги дали с удовольствием, поскольку и проработка, и концепция были хорошо прописаны и вполне разумны, и могли вызвать уважение и понимание.
- Есть ли со стороны телеканалов, в том числе государственных, попытки продиктовать что-то, указать, как надо снимать? - Единственное изменение, которое было внесено по требованию одного канала - в названии одной из серий. "Черного ловеласа" заменили на "Страшилку для Нюши". Им в слове "ловелас" почудилось что-то неприличное.
- Каково соотношение бизнеса, технологий и творчества в сериале? - По большому счету бизнес - это мягкие игрушки, настольные игры, книжки, журналы, брошюры, продукты питания, одежда с обувью и т.д. На сериале как таковом в России заработать пока невозможно. Обычная практика мировая - это когда телеканалы заказывают продукцию студии. Студия делает "пилот", заинтересовавшиеся каналы делают предложения, заключается контракт на блок, 26 серий по 26 минут, канал выделяет финансирование, студия нормально работает. Всех все устраивает. У нас такого нет. Каналы ничего не заказывают, нам еще предстоит до этого дожить.
- Не устаете? - У меня была одно время такая мысль, что сделать двести серий "Смешариков" - это прямая дорога в сумасшедший дом. Это очень много, это очень долго, мы пять лет уже этим занимаемся. Это может вызвать аллергию у любого. Единственный способ, чтобы этого не произошло, это делать что-то такое, что нравилось бы тебе самому. Иначе не выйдет. Поэтому стараемся все серии делать как нечто штучное, в разных жанрах, в разных стилистиках… Главное, чтобы это было интересно самому, и тогда это не будет скучно зрителю. И такой большой объем уже можно осилить.
- Но у кого-то из Вашей команды происходит же выгорание психологическое. Невозможно ведь целыми днями смотреть на этих персонажей. - Социологический опрос я не проводил, но всё вроде в порядке, все нормально себя ощущают. К Смешарикам относятся уже как родственникам. Куда ни пойдешь - везде они: и дома, и в машине висят, и на улице, и в магазинах. Будем дружить.
- Вы когда-нибудь задумывались над тем, что будет, когда Вы снимете запланированные двести серий? - Сериал - это не единственный проект студии. Я вот уже год не снимаю собственные серии, а только курирую процесс, потому что запускаюсь сейчас с полным метром. Это большая история про Смешариков, специально для кинотеатров, на таком, надеюсь, взрослом кинематографическом уровне. Будет интересно.
- А потом? - А потом - полнометражная трилогия про Смешариков.
- То, что проект родился в Петербурге, развивается в Петербурге, и вообще весь такая петербургская кааба - это случайно? Возможно ли что-либо подобное в другом месте - в Москве, скажем? - Я думаю, дело не в географии проекта, а в том, что за люди его осуществляют. Если бы эти люди собрались в Москве, "Смешарики" делались бы в Москве.
- Иностранные студии проявляют к вам какой-то интерес? Голливуд, например? - У Голливуда нам еще учиться и учиться. Хотя американская компания 4Kids Entertainment, дистрибьютор "Черепашек ниндзя" и "Покемона", вот только что приобрела права на трансляцию 104 серий "Смешариков" и продажу брендированных товаров в англоязычных странах. Ведется работа, чтобы нам из России куда-то двинуться. Китай купил несколько серий, с Германией ведутся переговоры о показе, с Кореей… Но зрительская аудитория там стала до того прожорливая… Запланированные нами двести серий по шесть минут - это очень мало, это одна пятая от того, что им хотелось бы получить. Стандартный минимальный пакет, повторюсь, это 26 серий по 26 минут. Потом у тебя сразу же, тут же, должен быть готов следующий блок, потом еще один. Мировая анимационная индустрия - это огромная машина. Вон, South Park - у них уже больше тысячи серий.
- Понимаю, что не совсем корректно оценивать творчество коллег, но Вы могли бы охарактеризовать состояние отечественной анимации? Что более всего понравилось, что не понравилось из вышедшего в последнее время? - Мы, конечно, следим, за тем, что делается в России. Есть какие-то симпатичные авторские вещи, есть абсолютно провальные. Есть работы студентов ВГИКа - не к ночи будут помянуты. Но у меня уже профессиональное заболевание: мне все труднее с каждым годом смотреть мультфильмы, смотришь - и не радуешься, а анализируешь: здесь ритм надо бы другой, здесь склеечка не очень, тут голоса просели. Пиксаровские фильмы: "Корпорация монстров", "Суперсемейка" - смотришь с наслаждением, забываешь обо всем, перестаешь следить, как это сделано, уже через десять минут. С российскими пока так не получается.
Сергей Князев
Комментарии