Уроки мировой информационной войны

На модерации Отложенный

По уверениям американского журналиста Джона Рида, в начале двадцатого века, для того чтобы «потрясти мир», надо было десять дней. Скорости растут – и в начале двадцать первого века на то же самое хватает и пяти. Что подтверждает проходящая в Центральном музее Вооруженных сил выставка, посвященная страшным дням, пережитым Южной Осетией, и названная «Кавказ. Пять дней в августе».

Задача выставки формулируется весьма просто: представить фотодокументальные свидетельства страданий мирного населения Южной Осетии, рассказать о подвигах солдат и офицеров Вооруженных сил Российской Федерации и показать захваченные нашей армией в ходе боев трофеи. Войдя в музейный зал и двигаясь против часовой стрелки, посетитель с легкостью узреет своим правым глазом знакомую с времен античности завязку, развитие сюжета и развязку драмы с показательным наказанием злодеев, исчезающих со сцены, преследуемых богинями мщения – эриниями. Но эринии, осененные российскими флагами, невидимо наполняющие зал, завывают не идеологически неверные «За Родину, за Сталина!» или «Добьем зверя в его логове!», а как заклинание повторяют завершающие выставку слова президента РФ Дмитрия Медведева: «Агрессор остановлен и понес значительные потери».

Сделав пробный забег по всему залу, я было усомнился: фотодокументы породили сомнения в том, что «участие в операции принимали только военнослужащие-контрактники». А зря: ласково улыбаясь, старший научный сотрудник (далее – СНС) музея Владимир Анатольевич развеял мои сомнения, пояснив, что в любом случае, как сказал замначальника нашего Генерального штаба, «неподготовленных там не было». Пользуясь случаем, я задал Владимиру Анатольевичу, побывавшему «на месте событий» для отбора экспонатов, вопрос, возможно, инспирированный вражеской пропагандой: могла ли бронетехника 58-й армии встать в Рокском тоннеле заранее, ожидая лишь удобного повода? «Движение в тоннеле может осуществляться одновременно в обе стороны, а не порциями – то в одну, то в другую. Так что выдвижение-снабжение войск, доставка гуманитарных грузов и эвакуация раненых и гражданского населения могли осуществляться одновременно. Успели бы грузины сразу захватить Рокский тоннель – все: нам оставалось бы только сопли на кулак наматывать». Вслед за афоризмом, который не стыдно было бы повторить и премьер-министру, последовало уверенное «нет». Хотя к нему и была присовокуплена ремарка «но для нас не было секрета в том, что это рано или поздно начнется». Закрепляя достигнутый успех, старший научный сотрудник приблизил мой нос к стенду, открывающему экспозицию, предложив вглядеться повнимательнее. Попавшая в наши руки калька к учебной карте седьмой грузинской пехотной бригады, датированная еще 1996 г., скрещивала столь милые сердцу каждого военного красные и синие стрелки в Цхинвале. Получив разъяснения и уже лучше понимая, что с чем едят, самостоятельно рассматриваю стандартный суточный сухой паек НАТО турецкого производства. Надпись латиницей LAVASH впечатляет не меньше трех входящих в паек наборов из пластиковых вилки, ложки, ножа. Осмелев, перехожу от нехитрой снеди к новенькому трофейному болгарскому ПК, рядом с которым улегся похожий на умытого негритенка черный сменный ствол. (ПК – пулемет Калашникова калибра 7,62 мм, с ленточной подачей патронов. Был основным пулеметом Советской армии и армий стран Организации Варшавского договора. Модель ПКТ («танковый») остается неразлучным спутником тяжелого вооружения всех наших танков, БМП и БТР). «Негритенок» указывал на следующий стенд. Там красовались «самоделки» осетинских ополченцев: пистолет-пулемет и обрез, любимейшее оружие кулаков и антоновских «бандитов». Но им вряд ли бы удалось справиться с украшением следующего стенда – бронежилетом «ТЕМП 300», изготовленным талантливыми украинскими оружейниками в апреле 2006 г. – «дата виготування» отчетливо читалась на штампе предприятия-изготовителя.

«Важнейшим из музейных изобразительных средств для нас является инсталляция», мог бы сказать отважившийся исказить ленинскую цитату советский музейный работник. С тех пор мало что изменилось: следующая позиция для осмотра предлагала исключительно реалистично изображенную обгоревшую кирпичную стену и манекен неизвестного, развалившегося на нескольких снарядных ящиках, демонстрируя все достоинства трофейного натовского прорезиненного мешка для переноски раненых и убитых. На вид, впрочем, мешка компактного и достаточно удобного – для тех, кто понесет. Возможно, ликвидация в Российской армии военврачей как класса позволит на освободившиеся деньги прикупить чего-либо подобное для «самовыноса» раненых.

За разрушенной стеной виднелись фото разрушенного Цхинвала и привольно раскинувшийся множеством основных блоков комплекс многоцелевой радиостанции HARRIS производства США, устанавливаемый на различных видах техники. На следующем стенде было тесно от фографий убитых грузинских агрессоров и сожженной на цхинвальских улицах бронетехники.

Следующим подтверждением преступлений грузинской военщины была униформа натовского образца, которой полно в московских магазинах. Но израильский легкий 5,56 мм пулемет системы «Негев», выставленный рядом с фотографиями наших раненых, в московских магазинах пока не продается. Как и составленные пирамидой новенькие 5,56 мм карабины М-4 производства США, поражающие затейливой компоновкой и клеймами оружейной фирмы BUSHMUSTER – угрожающе поднявшей хвост и раскрывшей зубастую пасть змеей. Внимательный осмотр показал, что это клеймо – образчик юмора: змея была гремучей, на ее хвосте виднелась четко прорисованная «трещотка» – явный намек на треск очередей автоматического оружия и его смертельный укус.

Но на войне тоже надо отдыхать! Очередной манекен-безотказник, прикорнув на незаменимых снарядных ящиках, демонстрировал достоинства натовского спального мешка. У мешка были рукава – и в нем можно было спать, в прямом смысле слова «не выпуская из рук оружия». Впрочем, то же самое можно делать и завернувшись в натовское одеяло цвета хаки. Далее раскрывались тайны рейдового натовского рюкзачка: преступно-синее махровое полотенце, комбинированный котелок, состоящий из собственно котелка и знакомой по американским фильмам про тюрьму и армию металлической двухсекционной тарелки-крышки. Чтоб военнослужащий помнил, кто его кормит, на прилагаемом комплекте ложка-вилка-нож, было крупно выбито US.

Продолжение «быта» тоже было на «б» – «бег».

Бег, запечатленный фотокамерами, и материализованный силой мысли работников музея в виде брошенного сигнального фонарика цвета хаки с тремя светофильтрами – зеленым, красным, синим и выглядящим как новенький, таким родным противотанковым гранатометом РПГ-7В 1970 г. выпуска. Брошенная грузинской армией бронетехника, выставленная для осмотра в Кубинке, присутствовала виртуально – в виде фотографий танков Т-72 производства СССР и Чехословакии, чехословацких же Т-72М1, модернизированных Украиной в 2007 году. Забавно смотрелось советское БМП-1 с башней, переделанной украинскими умельцами a-ля БМП-2, под 30-мм автоматическую пушку. На этом фоне грубоватые новенькие «хаммеры» и песочного цвета командно-штабная машина на базе «лендровера» выглядели как-то глуповато и легкомысленно. Замыкал печальный «интернационал» зенитно-ракетный комплекс производства СССР «БУК-М-1». СНС Владимир Анатольевич, по-военному проворчав, что «вопрос не по окладу», все же пояснил, что «Украина вообще много чего модернизировала. И, к сожалению, если взять те же модернизированные танки «Т-72» – по качеству они лучше наших. Комплекс вооружения и броня вроде бы те же, но начинка – ночные прицелы, электроника, электрика – на порядок выше. Но не только украинцы – даже «братушки» наши – болгары постарались. И не потому, что «сливали» технику, ненужную после вступления в НАТО, – все гораздо проще: обычная коммерция. А наши войска в подавляющем большинстве своем были на технике 30-летней давности, в основном – БМП-1. За последние десятилетия ущерб армии нанесен колоссальный, обидно: индусов и черт знает кого вооружаем, а у своих голый зад. Хотя, пока еще цел наш «ядерный щит», с нами будут считаться. Но выводы из этой кампании должны быть сделаны очень серьезные».

Среди «улик преступления» было полно найденных в брошенных вещах грузинских «воинов» разноформатных учебников American Language Course, фотографий, запечатлевших в разных позах бравых грузин в обнимку с натовскими военнослужащими, в том числе – и чернокожими. Мне больше всего понравилось выражение лиц двух грузинских парней, допущенных попавшими в кадр немцами «щелкнуться» на танке бундесвера. Кто мог таскать в рюкзаке огромную грамоту с обложкой «The Georgian artillery celebrates the 15 anniversary» («Грузинская артиллерия празднует пятнадцатую годовщину») и вкладышем на грузинском языке, я представить себе не смог.

Но окончательно добили меня не чудеса грузинской фотографии, а напечатанный на глянцевой бумаге цветастый буклет с инструкцией по пользованию всеми видами автоматических винтовок, производимых фирмой BUSHMUSTER. Эта вещица смотрелась как жар-птица рядом с посеченным осколками, изданным на почти оберточной бумаге наставлением по пользованию автоматом «АК», извлеченном из полевой сумки Героя России подполковника Тимермана. Рядом – описание подвига майора Дениса Ветчинова, удостоенного звания Героя Российской Федерации посмертно, и фотографии солдат и офицеров, награжденных георгиевскими крестами.

Миновав пленное грузинское знамя (белый крест на бордовом фоне, скрещенные мечи, в центре – белый грузинский конь с золотыми крыльями и золотой гривой), я уткнулся в виды порта Поти: то с затопленным ракетным катером «Диоскурия», переданным грузинским ВМС в 2004 г. Грецией, то с задорно пылающим бывшим советским ракетным катером «Тбилиси», переданным в 1999 г. Украиной. Но первое место в моем личном рейтинге заняло фото, запечатлевшее БМП-1 номер 520, украшенную надписями «Ямадаевцы» «Восток» «Чечня» и «Мага». Отобрать у нее пальму первенства не смогла даже серия портретов Саакашвили, то убегающего от несуществующих самолетов, то поедающего свой галстук.

Завершал экспозицию, как я уже говорил, почти что сам президент Российской Федерации Дмитрий Медведев – его слова «Агрессор остановлен и понес значительные потери» приводили посетителей в чувство, словно говоря: война – войной, а мировой экономический кризис усиливается, цены растут, и большие проблемы у нас есть и без маленькой победоносной войны.

ДОКУМЕНТ

«Граждане Южной Осетии! Командование миротворческого контингента предупреждает: за грабежи и убийства мирных жителей на территории Южной Осетии и Грузии – расстрел. За мародерство на территории Южной Осетии и Грузии – расстрел. Сохраняйте честь и достоинство народа Южной Осетии, не уподобляйтесь варварам и фашистам».

август 2008 г.

ВОИН, ЗНАЙ И УМЕЙ!

Памятка о правилах поведения военнослужащих на территориях Южной Осетии и Грузии

Воин, помни: ты находишься на территории другого государства и должен соблюдать особые правила поведения. Находясь в зоне миротворческой операции, будь бдительным, помни: здесь нет переднего края, тыла, флангов – противник может быть везде, в любое время дня и ночи. Спешка во время миротворческой операции не нужна – требуется знание, хладнокровие, четкость и быстрота выполнения приказов командира. Подумай и прими наиболее правильное решение, а потом действуй решительно и смело. Мы можем воевать только с теми, у кого в руках оружие. Подвергать нападениям можем только военные объекты. Следует щадить гражданских лиц и гражданские объекты. Нельзя причинять больший ущерб, чем это требуется для выполнения задачи. К гражданскому населению относись с уважением, обращайся гуманно с теми, кто в твоей власти, возьми их под свою защиту, не допускай с ними плохого обращения. Акты возмездия и взятия заложников запрещаются, помни это. Уважай собственность гражданского населения, не причиняй ей ущерб, не присваивай ее с помощью насилия или обмана. Не теряй чувства опасности – его потеря чревата потерей жизни. В экстремальных условиях выживает сильнейший. Никогда не теряй силы духа. Увидев раненых – подбирай их, помогай им. Передавай их своему командиру или ближайшему медицинскому посту. Относись с уважением к медперсоналу, медицинским запасам и снаряжению. Военнопленных щади, разоружай их и передавай командиру. Обращайся с ними гуманно. Незнакомые и подозрительные предметы не подбирай – и скажи о них своим командирам – помни о минах-«сюрпризах». Перевязочная аптечка первой помощи понадобится один раз – всегда имей их с собой и умей пользоваться».

Михаил Мацкив