Как живется старикам в России?

На модерации Отложенный

Как-то очень запомнился мне разговор с одним безногим инвалидом. Было это еще в мае прошлого года. Он сидел возле магазина в коляске, я вышел и подал ему какую-то купюру.

- Как вас звать, дедушка? - спрашиваю его.
- Иваном Николаевичем.
- И что сидите тут?
- Да а что? Внуков нет, детей нет... Жить надо.
- А как себя чувствуете? - спрашиваю его. - Тяжело вам?
- Ох, тяжело... И сердце, и почки - все болит. Да еще, видишь, ноги нету.
- Так а врачи?
- Да какие там врачи... - И задумавшись, прибавил: - Лучше бы руки у меня не было, чем ноги.
- Почему?
- Да я бы тогда как-нибудь подкрался к Зурабову или даже самому Путину - и нож бы ему между лопаток. Дело мое все равно пропащее, так хоть и ответил бы он, и я бы с музыкой.

Сказано было очень искренне. Я вот думаю - а ведь когда-нибудь найдется Иван Николаевич со здоровой ногой. У них ведь есть что предъявить. О том, какая сегодня жизнь у пенсионеров и что об этом говорят власти – в тексте ниже:

Цитата:

Яну Леонтьевичу 70 лет, он рассказывает:

– До сих пор не могу приспособиться к нынешней жизни. Давно забыл, что такое – сыр, мясо, колбаса. В тележке мороженое, разные сорта. Хочется попробовать, но изучишь цены, постоишь и уйдешь ни с чем. Под моим окном в сквере знакомые, уважаемые мною люди, собирают бутылки из-под напитков, стараюсь не смотреть, чтоб они меня не заметили и не сгорели со стыда. Двое моих приятелей – заядлые курильщики, подбирают везде окурки.

- С учетом льготы ветерану труда я плачу за двухкомнатную квартиру 1712 рублей. И что же остается на остальные нужды?! – возмущается Ян Леонтьевич. – Спрашиваю в домоуправлении, почему так задрали квартплату. Отвечают: «Вам не по карману – меняйтесь. Берите однокомнатную, хоть в общежитии. 12 квадратных метров хватит одному».

Милостыней или (применяя более дипломатичное для власти господ слово) благотворительностью наполняется отмечаемый с недавних пор и во всей России День пожилого человека. В немногих чудом уцелевших трудовых коллективах вспоминают о своих пенсионерах и вместе с поздравительной открыткой выделяют им символическую денежную помощь. Депутаты из «эффективных собственников» не упустят случая показать свою «сердечную заботу» об избирателях, предложив бесплатную похлебку.

Может быть, для стран капитала уже большой шаг к гуманизму – учреждение Дня пожилого человека, привлекающего внимание, снисхождение и сочувствие классового общества к беспомощности выжатых, как лимон, рабов преклонного возраста. Известно, что сами нажившиеся на них их сверстники этот день не празднуют и не вспоминают.

Но наши пожилые люди родом из другой страны, где утверждалось: «Молодым везде у нас дорога, старикам всегда у нас почет». Наши ветераны – люди особой судьбы и особых заслуг перед нынешними поколениями и перед всем миром. Их достоинство – творческий труд свободных и равных людей, огромным напряжением сил воздвигнувших великую державу, спасших мир от фашизма, утвердивших строй социальной справедливости, гуманистической культуры и духовности. И в день, когда каждый народ, каждый коллектив, каждая семья чествуют своих старейшин, своих аксакалов, ветераны с чистой совестью могут сказать, что они выполнили свой долг перед Родиной и самими собой.

И если сегодня идут потоки нефти, газа, металлов и другой продукции промыслов, заводов и фабрик, то подлинные хозяева этих сокровищ – не чубайсы, абрамовичи и им подобные расточительные дерипаски, а великие ученые, инженеры и рабочие, совершившие в кратчайшие исторические сроки социалистическую индустриализацию в городе и на селе и находившиеся в авангарде научно-технического прогресса человечества. И не их вина, что исторические победы предали изменники Родины Горбачёв и Ельцин с подельниками.

А их преемники, пребывающие ныне у руля страны, не способны восстановить ее могучие творческие силы, воздать должное ветеранам.

Один из миллионов – Ян Леонтьевич Гуриненко. Я увидел его на одном из дворов Оренбурга в длинной очереди за молоком, которое привозит из пригородного хозяйства молоковоз и продает без двойной спекулятивной наценки. Ему 70 лет, он рассказывает:

– До сих пор не могу приспособиться к нынешней жизни. Давно забыл, что такое – сыр, мясо, колбаса. В тележке мороженое, разные сорта. Хочется попробовать, но изучишь цены, постоишь и уйдешь ни с чем. Под моим окном в сквере знакомые, уважаемые мною люди, собирают бутылки из-под напитков, стараюсь не смотреть, чтоб они меня не заметили и не сгорели со стыда. Двое моих приятелей – заядлые курильщики, подбирают везде окурки.
Ян учился в Киевском институте сварки имени Е.О.Патона, высококвалифицированный сварщик по цветным металлам, выработал «горячий стаж» и по вредным условиям труда должен был уйти на заслуженный отдых в пятьдесят лет. Но уже в «рыночные» годы служил до полного пенсионного возраста, в том числе чиновником. Общий стаж – 40 лет, однако теперь никаких надбавок за вредные условия труда. Сегодня пенсия составляет 4100 рублей.

– С учетом льготы ветерану труда я плачу за двухкомнатную квартиру 1712 рублей. И что же остается на остальные нужды?! – возмущается Ян Леонтьевич. – Спрашиваю в домоуправлении, почему так задрали квартплату. Отвечают: «Вам не по карману – меняйтесь. Берите однокомнатную, хоть в общежитии. 12 квадратных метров хватит одному». При Советской власти пенсия составляла 55% заработка, и ее хватало на все. А теперь около 20% от куцей зарплаты – большинство стариков в нищете...

Сегодня я не смог бы работать. Не могу быть на положении бесправного раба перед господами, когда тебя могут пинком вытолкнуть за ворота при малейшей попытке отстоять свои права. Когда началась «прихватизация», я организовал борьбу за сохранение завода.

Ходили в прокуратуру, в суды. Доказали, что директор ворует, продает высокоточное технологическое оборудование. Опубликовали коллективное письмо в «толстушке» «Южного Урала». Устраивали пикеты у областной администрации. Тогдашний глава области Елагин принял меня, слушает и в глаза хохочет. У власти только и была задача отнять у народа собственность, даже ценой развала производства...
В начале сентября руководитель этого фонда Дроздов с помпой докладывал Путину, что с 1 августа страховая часть пенсии увеличена на 8%. В целом пенсия увеличилась еще меньше. Он постеснялся отрапортовать, что цены на товары, потребляемые пенсионерами, выросли за неполный год практически на 100 %, а иные и более.

Зато рисовал радужное будущее. Ожидается, что к концу года трудовая пенсия будет составлять 3544 рубля, еще через год она достигнет 1,3 прожиточного минимума, а к 2011 году она будет уже более 1,6 этого минимума. Даже в расчетах едва превышают порог голодания, а ведь уже и сегодня пенсии далеко отстают от роста цен и едва обеспечивают выживание ветеранов. Но им сулят, как в народной сказке: «Прибавлять будем: в год по рублю. Сто годов – сто рублев. Богатеем станешь».

Не только в Международный день пожилых людей, а круглый год посвятившие свою трудовую жизнь Родине, своему народу борются с нищетой, в которую их столкнули новоявленные господа. По всем швам трещит мировая система капиталистического грабежа, финансового паразитирования на человечестве. И только избавление от нее обеспечит ветеранам труда внимание и почет не один раз в году, а каждый день, многая лета.

Фёдор Подольских