Что угрожает энергетической безопасности России

На модерации Отложенный

Премьер Владимир Путин на днях обратил внимание на то, что иностранцы активно ведут себя на наших энергетических рынках, а к себе нас пока не пускают. После этого в экспертных кругах пошли разговоры о том, что энергетическая ситуация в стране требует особого внимания. Так что нам грозит или НЕ грозит в ближайшее время?

Директор Института опережающих исследований, профессор, академик РАЕН Юрий Громыко:

— Энергетическая безопасность может рассматриваться в разных аспектах — социальном, технологическом, экономическом, финансовом, геоэкономическом.
Социальная безопасность

Для Российского населения проблема энергетической безопасности как социальной безопасности является одной из первейших. Значительная часть территории России сдвинута к северу. 70% территории Российской Федерации имеют официальный статус районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Сренегодовая температура в России для среднего жителя (существуют и такие показатели) + 2,8°. Для жителей самых северных стран — Швеции и Канады — этот показатель соответственно равен + 3,8° и + 5,8°. Зима длится для среднего россиянина 143 дня, для шведа — 93, для канадца — 125. Прекращение подачи тепла, газа и электроэнергии в зимний период для огромной части населения равнозначно прекращению жизни.

Технологическая безопасность

Авария на подстанции Чагино в Москве показала, что управление энергетикой на основе формальных финансовых показателей — вещь опасная, связанная с недовложением в обновление фондов и технологическую модернизацию инфраструктуры. Именно после московской аварии в Чагино инженеры-энергетики РАО «ЕЭС» начали выталкивать проблему надёжности на первое место — в оппозицию финансовым менеджерам-организаторам.

Та же проблема, но под другим соусом проявилась и в снижении темпов экономического развития (произошедшем за счёт медленного введения новых мощностей), за что Путин публично отчитал Чубайса, раскритиковав его формально финансовый подход к управлению. Поэтому неудивительно, что способ «распилки» РАО до неприличия сильно напоминал афёру с «Энроном» в США. Напомним, что именно этой афёрой закончился период правления Клинтона. Хотя следствие и судебные процессы продолжались в течение обоих сроков Дж. Буша младшего. В результате выяснилось, что дерегулирование энергетической системы в США привело, в частности, к краху бюджета такого процветающего штата, как Калифорния — стоимость электроэнергии возросла и бюджет стал дефицитным. От афёры, связанной с «Энроном», штат Калифорния не может оправиться до сих пор.

В общем, процесс дефрагментации Единой Энергосистемы России и создание энергетического рынка пока не принёс обещанных результатов, связанных с вложениями в инфраструктуру, ростом энергосбережения, обновлением мощностей. К тому же так называемая «перекрёстка» — знаменитый «крест Чубайса» — до сих пор существует. Между тем его, по крайней мере, три составляющие это — относительная энергоизбыточность Дальнего Востока и энергонедостаточность центральной части России, пиковые нагрузки на энергомощности в дневное время и наличие свободных мощностей в ночное; и, наконец, неподъёмная оплата энерготарифов для нуждающихся групп населения, уравнительно-заниженная для владельцев джакузи и роскошных особняков и завышенная для промышленных предприятий. Эти «перекрёстки», собственно, и ставят крест на всех идеях эффективного энергорынка.

Энергетика так и не стала локомотивом развития других сфер промышленности. Предложенная ещё в советский период Эвенкийская (туруханская) ГЭС, которая могла бы стать самой крупной в мире, воспринимается по-прежнему с осторожностью — под неё не предложено планов освоения территории и промышленного развития.

В то же время за последние 14 лет был во многом растрачен потенциал проектно-изыскательских, проектно-конструкторских работ. А в мире за эти 14 лет произошло значительное продвижение в культуре проектирования энергосистем, электростанций. Сейчас этот потенциал надо наращивать. Иначе возможные выгодные предложения строить гидроэлектростанции в Индии и Латинской Америке сталкиваются с потерей культуры проектирования, которую надо быстро восстанавливать.

Финансовая безопасность

Движущийся со скоростью лесного пожара и всё усиливающийся, несмотря на запоздалые меры правительства США, мировой финансовый кризис представляет серьёзную угрозу инвестициям в энергетический сектор РФ. С другой стороны, возможная победа на выборах представителя демократической партии Барака Обамы уже сейчас грозит снижением дохода от продажи энергоносителей в связи со снижением завышенной стоимости нефти и газа. Как известно, в определённой степени спекулятивные цены на энергоносители важны для представителей республиканской партии, среди которых много нефтепромышленников. А вот представители высокотехнологичного сектора промышленности, финансовые «алхимики», поддерживающие демократическую партию, заинтересованы в снижении завышенных цен на газ и нефть.

В общем, становится ясно, что именно энергетические мощности и энергетика на ряду с другими показателями лежат за реальной стоимостью денег. Поэтому в РФ необходимо создание не мирового финансового центра, который бы контролировал приток денег на фондовый рынок. В условиях мирового финансового кризиса раскручивание рынка ценных бумаг равносильно тушению пожара керосином. Необходимо создание Московского глобального денежно-расчётного центра, который мог бы соотносить стоимость денег с потребностью других стран в энергоносителях, продуктах питания, новых технологиях, знаниях, людских ресурсах и анализировать принципы эквивалентного обмена этих ресурсов друг на друга.

Геоэкономическая безопасность

В условиях общей нестабильности финансовых рынков проблема доступа к энергоресурсам становится одной из важнейших как для США, Европейского Союза, так и для Китая. Запад боится, что РФ, монополизировав поставки энергоносителей, будет диктовать свои условия не только в экономической сфере, но и политической. Договоры России с Туркменистаном, Казахстаном, а также разработка новых месторождении в Южной Америке вызывает огромные опасения у геостратегов в Вашингтоне. В учебниках по стратегической географии, например, по которым учат военную элиту в Вестпойнте (известная американская военная академия. — Прим. ред.), районы стратегических запасов энергоресурсов — в частности, бассейн Каспийского моря — давно уже рассматриваются как зона интересов США. Одновременно это накладывается на прогнозы резкого недостатка нефти, который ожидается уже к 2020 году в условиях сохраняющегося роста спроса на энергоносители у Азиатских стран. В подобной ситуации важнейшей проблемой становится разработка новых источников энергии — в частности, ядерных реакторов следующего поколения для малых атомных станций, малых гидроэлектростанций и технологий водородной энергетики.