Финансовый кризис не остудил аппетит российских потребителей

На модерации Отложенный

Пока Европа и США печалятся по поводу последствий охватившего мир финансового кризиса, Россия впервые в истории попала в топ-десятку самых оптимистичных рынков мира. Аналитики авторитетной международной компании Nielsen подсчитали: в первом полугодии 2008 года в 80% исследуемых стран индекс потребительского доверия упал до рекордно низких показателей за последние годы. А у нас вырос, как никогда. Степень нашей потребительской радости достигла такого градуса, что мы опередили США, Германию, Францию, Великобританию. Повсюду люди экономят, а мы тратим с небывалым размахом. Эксперты считают, что россияне, уже неоднократно пуганные, просто не верят, что станет хуже.

На фоне развития глобального кризиса потребительского доверия Россия кажется оазисом спокойствия и уверенности в завтрашнем дне, констатируют специалисты Nielsen. Оптимизм рынков они определяют с помощью индекса потребительского доверия. Он рассчитывается, исходя из уверенности потребителей в перспективах трудоустройства, оценки ими состояния личных финансов и готовности покупать новые товары.

В мире в целом этот показатель потерял за последнее время шесть позиций, опустившись до рекордных в этом веке уровней. В 39 из 51 стран–участниц исследования уровень доверия падает. В число заядлых пессимистов попали жители Новой Зеландии, США, Японии и Великобритании. Европа, похоже, теряет надежду на перемены к лучшему. По данным Института глобализации и социальных движений (ИГСО), продажи товаров широкого потребления сократились в ЕС на 5–10%. Причина – инфляционное уменьшение зарплат и пенсий, которые практически не индексируются. В Испании потребительский индекс упал за 12 месяцев на 24 пункта, на десятки процентов сокращаются продажи автомобилей. Девять из десяти опрошенных итальянцев уверены, что их страна сегодня переживает спад в экономике со всеми вытекающими последствиями для каждого из них.

Зато россиянам мировые экономические беды нипочем. Ни галопирующий рост цен на продукты, в четыре раза обгоняющий европейский, ни взлет тарифов на услуги не мешают нам занимать ведущие места среди мировых оптимистов. Более того, как пояснили «НИ» в Nielsen, уровень потребительского доверия сохраняет у нас стабильность с 2006 года, в то время как в других странах, преимущественно развитых, постоянно скатывается. В ходе исследования 71% наших граждан сообщили, что уверены в состоянии собственных финансов на ближайший год, а 43% считают, что сейчас удачное время для новых приобретений. Вместе с нами в наименьшую вероятность глобального экономического кризиса верят жители Южной Кореи и Вьетнама.

Самым уязвимым сектором в мире показала себя недвижимость – кризис ведь начался с ипотеки. Однако и здесь у нас своя гордость. Вице-президент Международной академии ипотеки и недвижимости Ирина Радченко рассказала «НИ», что до середины сентября квартиры в столице покупались не просто хорошо, а «очень хорошо». И только после обвала фондового рынка сектор недвижимости притормозил, ожидая, что будет дальше. «Повезет, если через 3–4 месяца останется хотя бы треть игроков рынка. Кризис еще приведет к разорениям. Например, на прошлой неделе не было продано ни одной квартиры. А ведь еще в августе они разлетались «на ура», по объему сделок этот месяц был лучшим в году.

Сейчас на рынке происходит коррекция, и не последнюю роль в этом сыграло увеличение ставок по ипотечным кредитам. Поэтому те, кто хотел купить квартиру в кредит, притормозили свои начинания», – пояснила г-жа Радченко.

Но рынок недвижимости, с точки зрения рядового потребителя, вряд ли можно назвать массовым. Зато порадовать себя недешевым алкоголем, ужином в ресторане или новым гаджетом россияне даже со средним достатком не отказываются. «Объем частного потребления в России прирастает на 12% в год и принадлежит к числу самых быстрорастущих в мире», – констатируют специалисты Nielsen. По оценкам Discovery Research Group, ежегодно наш общепит увеличивается на 20–27%, и нынешний год не станет исключением. В Москве, отмечают эксперты, дорогих ресторанов уже в общем-то достаточно, хотя в «пафосные» места столик нужно заказывать минимум за неделю. Однако самый большой прирост идет за счет суши-баров, пиццерий, кофеен, блинных ресторанов и пивных пабов разных ценовых категорий.

Товары длительного пользования, в отличие, скажем, от Европы, у нас тоже продолжают демонстрировать рост продаж. К примеру, рынок домашней мебели даже в сегодняшних неспокойных финансовых условиях прибавит в этом году, по прогнозам специалистов, до 20%. Эксперты также пока не отмечают спада антикварного бума. Этот рыночный сегмент в России оценивается в 500–700 млн. долларов в год. Рынок цифровых фотокамер растет в среднем на 30–40% в год, а по прогнозам Mobile Research Group, одних игровых консолей до конца года у нас будет продано на 160–170 млн. долларов. В сегменте сотовых телефонов сверхдорогие модели имеют стабильный рост в 10–12% в год. По данным PriceWaterhouseCoopers, уже в первом полугодии Россия вышла в европейские лидеры по продажам автомобилей (1,645 млн. штук), обогнав Германию. Аналитики рынка уверены: дальше наш отрыв будет только увеличиваться, поскольку в Европе спрос на машины падает, а в РФ растет – на самые популярные и, заметим, недешевые модели нужно стоять несколько месяцев в очереди.

Россияне уже пережили немало кризисов, поэтому просто-напросто перестали их бояться, объясняет российский «пир во время чумы» психолог-психоаналитик Яна Дубейковская. «К соотечественникам-оптимистам можно в первую очередь отнести тех, кто верит госпропаганде и сказкам о том, что «у нас все хорошо». Во-вторых, тех, кого можно назвать «принципиальным потребителем». Для них привычный жизненный уровень – это самая большая ценность, и изменение структуры потребления станет для них огромным стрессом», – сообщила «НИ» эксперт.

Тем не менее, уверены специалисты, спада не избежать и нам. По мнению научного руководителя Института национальной стратегии Никиты Кричевского, потребительские аппетиты умерит ситуация в банковском секторе. Экономист сообщил «НИ», что до конца этого года российские банки должны погасить долг зарубежным в размере 54,6 млрд. долларов. Недавние события доказали: вернуть эти деньги многим будет не по силам. Один из выходов – повышение процентных ставок по кредитам. Так что многим россиянам, привыкшим делать покупки в долг, с этой привычкой, возможно, придется расстаться.

Елена Зиброва