Россиянам пора \"тренировать\" доброе выражение лица?
На модерации
Отложенный
Когда я на улице иногда вглядываюсь в лица прохожих, то многие из них мне, честно говоря, не нравятся. А другие, бывает, напротив, привлекают своей неожиданной – на наших-то суровых просторах – добротой и открытостью. У нас на улицах и вправду в последние лет 15–20 стало побольше лиц, не обезображенных внутренней то ли озабоченностью, то ли злобой, то ли общей неудовлетворенностью собой и окружающими. Хотя в целом наша уличная толпа остается куда суровее и неулыбчивее среднемировой.
У меня иногда даже – слава богу, редко – мелькает мысль: а что на уме у этих людей, как они воспринимают этот мир? Причем, конечно, я уже давно стараюсь не задаваться пытливым идиотским вопросом о том, сколь совпадаем мы в своем мировосприятии – не только со случайными прохожими, но даже и с людьми близкими, знакомыми. Ответы на такие вопросы порой оставляют примерно такое же впечатление, как внезапное столкновение с ватной стенкой. Так что это то пространство, где лучше не бродить в праздном любопытстве и не соваться в темные уголки чужого потаенного пространства без особой на то корыстной надобности.
Ну мне так кажется.
Ведь если бы люди могли «читать с лица» у других людей (ну или там напрямую черпать мысли собеседника из его мозга), то разве мир наш оставался бы таким, как он есть? Все бы вмиг перевернулось. Были бы потрясены основы – ввиду собственной ложности. Испарились бы ценности – по причине восторжествовавшего лицемерия, превратившегося в уже никак и ничем не скрываемый вызов окружающим. Многие друзья обратились бы врагами, а враги, быть может, стали бы попросту безразличны – хотя бы на фоне массового разочарования в друзьях. Сбились бы ориентиры. Исчезли бы под слоем человеческой грязи вехи. Перевернулись бы с ног на голову (хотя кто теперь точно знает, где тут истинно низ, а где – верх?) приоритеты. Спала бы пелена с вроде бы устоявшегося течения человеческого общения, а люди предстали бы друг перед другом в своей первозданной, первобытной и никак не замутненной наносными штрихами цивилизации сущности. То есть почти зверями. Все по Гоббсу (помните – «война всех против всех»?).
Люди уже так долго живут на этой земле, что им давно уже пора бы уяснить себе одну странную закономерность: всякое новое человеческое открытие – техническое, биологическое или какое там еще – вмиг создает массу таких вызовов текущему человеческому бытию, на которые homo sapiens просто не успевают формулировать адекватные ответы – культурные, нравственные, этические. Каждая новая игрушка, приспособление, устройство, технология становятся все круче, все сложнее. Как с ними обращаться? Где там те «красные кнопки», на которые лучше не нажимать? Есть ли там защита от дураков притом, что к этому благостному состоянию теперь многие стремятся совершенно сознательно, ибо так проще. И стоит ли ее, эту штуковину, вообще включать, даже исходя из самых вроде бы благостных побуждений? И вроде бы есть инструкции – а им не следуют, не понимают, что и зачем в этой инструкции написано.
Взять тех же американцев. Пытливые ребята. Все время на острие прогресса. К примеру, Агентство безопасности родной страны (Homeland Security Agency). Люди из этого ведомства одержимы идеей изобличать и ловить террористов везде, где только можно и какими только возможно средствами.
У них пока вроде даже неплохо получается предотвращать недоброе: после 11 сентября 2001 года в стране ничего подобного или даже близко к тому не случалось. Правда, и страна эта, говорят сами же ее обитатели, с тех пор как-то изменилась, стала другой: раньше была больше свободной, чем безопасной (хотя о безопасности личности там никогда не судили по нашим минималистским стандартам), теперь пропорции, говорят некоторые обеспокоенные аборигены, чуток поменялись.
Вот уже и новое средство изобретено – сканер. Буквально. Он может сканировать ваши мысли и едва только зарождающие в вашей голове намерения. Называется незатейливо – Malintent. Производное от двух слов – malice (зло) и intention (намерение). По мимике лица, не улавливаемым простым человеческим глазом движениям тела, по практически незаметным сокращениям отдельных мышц эта штука претендует на то, что может в толпе отличить добропорядочного гражданина от гражданина, имеющего (вынашивающего) некие злокозненные планы. Приборчик (пока величиной со шкаф, но лиха беда начало) напичкан всевозможными тепловыми сенсорами, он улавливает ваше дыхание и частоту сердцебиения. Он может отличить, когда вы, как авиапассажир, потеете от спешки или когда вы просто волнуетесь перед терактом. Притом все на расстоянии, вас никто не трогает, не опутывает проводками, как в случае с полиграфом.
Разумеется, все лучи, испускаемые штуковиной, как уверяют изобретатели, безопасны. Все намерения совершено благи, а именно – восстановить чувство свободы и безопасности. Разумеется, ваши данные никто нигде не будет хранить, ваша персональная privacy никак не будет потревожена. Ну, во всяком случае, пока не будет. Да и чего, собственно, беспокоиться: ваши персональные данные уже давно записаны в стольких базах данных, что одной больше или одной меньше – уже не имеет значения. За вами и так следят через интернет (по сайтам, которые вы посещаете), ваши телефонные разговоры и так сканируют, ваши платежи по кредиткам и перемещения по миру отслеживают, вы давно уже запутались в социальных сетях, которые словно придуманы спецслужбами для того, чтобы окончательно вывести вас на чистую воду.
И как же быть?
А надо только все время думать о хорошем, доброжелательно улыбаться, всех любить – особенно власть – и не выходить в своих мыслях за рамки так называемых общепринятых стандартов, дабы никого не смущать своей излишней креативностью, нестандартностью и непредсказуемостью.
Быть как все. Не высовываться. Не умничать. Не перечить «старшим».
Впору перечитывать Оруэлла, Хаксли и прочие «антиутопии». Там есть кое-какие практические соображения о том, как лучше себя вести в таких случаях. Наступает «дивный новый мир». Уже практически наступил.
Эх, вздохнет кто-то, жаль, советы до этой счастливой поры не дожили – уж тут бы советские чекисты развернулись.
Впрочем, улыбочку-то дежурную надо, конечно, перед зеркалом уже начать тренировать. Возможно, нам скоро тоже (снова?) придется отвечать за выражение наших лиц по всей строгости закона.
Георгий Бовт
Комментарии
\"Ну мне так кажется\".
Когда я читаю статьи здесь, на Ньюсленде, то многие из них мне, честно говоря, не нравятся. На мой взгляд, их вообще не стоило бы писать. А если они уже написаны, то их не стоило бы размещать на Ньюсленде.
Ну мне так кажется.
Знаете, я когда нахожусь на улице, погрузившись в себя, у меня очень часто на лице легкая улыбка возникает (на жизнь вроде жаловаться нечего особо). Ну, или увидишь на улице забавное что-нибудь - улыбнешься. Потом посмотришь по сторонам - и прямо чуть не стыдно становится за свою улыбку - такие лица вокруг, будто я тут ржу во весь голос во время осады города фашистами...
1. Я не согласен с тем, что на большинство лиц на улице смотреть вообще не хочется. Если все, кого вы встретили на улице, вдруг начнут вам мило улыбаться, то лица у них все равно останутся теми же самыми. Только на них появятся улыбки. Поэтому здесь уместно говорить лишь о выражениях лиц прохожих, а не о самих лицах. Некоторые из них могут быть весьма симпатичными и напоминать вам Алена Делона, а другие будут больше смахивать на Квазимодо. Не думаю, что вам счастливая улыбка Квазимодо и горящий в его глазах неподдельный интерес к вашей особе будет больше по душе, чем грустные глаза Алена Делона и не слишком радостное выражение его лица.
2. Я не считаю, что если вам тошно, то это антипатриотично. Просто мне интересно, после того, как вам становится тошно, вы, наверное, начинаете лучиться весельем и очень сильно хорошеете? А все кругом, глядя на вас, вдруг забывают о своих заботах и в их глазах зажигаются звездочки счастья? Боюсь, что это не так и после того, как вам становится тошно...
1. Выражение лица является его неотъемлемой частью, по крайней мере на тот момент, что я его наблюдаю. И если мне не нравится выражение лица, то не нравится и все лицо тоже. И я бы предпочла видеть вокруг себя счастливые улыбки тысяч Квазимодо (интерес ко мне здесь ни при чем), чем тысячи грустных Аленов Делонов. Так и до депрессии недалеко.
2. Тошно мне становится ненадолго, я вполне способна восстановить свое душевное равновесие за пару минут, а вот люди все с теми же лицами идут (едут) по своим делам.
3. Здесь я несколько самонадеянно решу, что принадлежу к первому пункту. Только к чувствую юмора добавлю позитивный взгляд на жизнь в целом.
А еще скажу одну банальность. Даже стыдно - слишком часто ее используют в аргументации. Только я видела не раз, как смотрят наши россияне на приезжих улыбчивых иностранцев (типа как на дебилов), и как удивляются сами иностранцы нашим хмурым выражениям лиц.
1. Если вам не нравятся ЛИЦА вокруг вас, то вам придется либо покинуть ваш город, либо поменять его население - других лиц у людей вокруг вас нет и не будет. Если вам не нравятся ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦ людей, находящихся вокруг вас - это дело поправимое. Вам надо всегда оставаться веселой и улыбчивой, тогда в вашем городе будет, по крайней мере, один человек, на которого приятно смотреть на улице. Со временем число таких людей может только увеличиться.
2. Если вы веселая и улыбчивая, а это ни на кого не действует и \"люди все с теми же лицами идут (едут) по своим делам\", то можно сделать лишь один вывод: вас не приняли за иностранку. Иначе лица людей изменились бы и люди смотрели бы на вас \"типа как на дебилов\". Кстати, люди всегда смотрят на тех, кого они считают дебилами со снисходительной усмешкой, считая себя очень-очень умными на их фоне. То есть становятся слегка похожими на \"улыбчивых иностранцев\".
3. К чувству юмора не надо ничего...
и как раз на их лица можно смотреть вечно)
а насчет улыбки....=) у меня тоже она переодически возникает...когда что-нибудь вспоминаю...или читаю книжку)
и это нормально.
да..а еще..когда просто улыбнешься девушке...то она тоже..несомненнно улыбнется в ответ
просто многие стесняются. и всё
=)
Вы ответите, я надеюсь? Заинтриговали ибо крайне.
Хоть ты езжай в деревню жить. Кто-нибудь жил в деревне? У меня-то и бабушки нет.(
Для Москвы данная тема актуальна с начала 90 годов. При коммунистах, с лицами было в порядке. Потом возникла озабоченность на лицах и недостаток «бобла».
А вам мало улыбок - сходите в цирк, что ли.