Кризис на Украине только начинается

На модерации Отложенный

В середине сентября в стенах Верховной рады Украины свершилось важное, но давно ожидаемое событие, знаменующее наступление нового политического кризиса. Председатель Верховной рады Арсений Яценюк объявил о прекращении деятельности демократической ("оранжевой") коалиции в составе Блока Юлии Тимошенко и пропрезидентского Блока "Наша Украина – Народная самооборона". Президент Украины, согласно действующей конституции, может распустить парламент, если не будет создана новая правящая коалиция. Между этими двумя событиями, уже произошедшим и прогнозируемым, вертится сегодня вся политическая жизнь Украины.

Итак, с распадом правящей коалиции Украина вновь оказалась перед возможностью внеочередных выборов. Фактически действия регионалов и БЮТ в парламенте направлены на превращение президента в представительскую фигуру. Облегчение процедуры импичмента президента, перераспределение полномочий и контроля над силовыми министерствами в пользу кабмина (и, следовательно, парламента) говорят о стремлении к превращению Украины в парламентско-президентскую республику. Это актуализирует внесение изменений в закон о выборах в Верховную Раду, повышение проходного барьера до 7 %, а для избирательных блоков – до 10 %. В интересах регионалов и БЮТ – создание двухфракционного парламента, что будет означать огромный шаг на пути федерализации Украины, две части которой будут представлены партией Тимошенко и партией Януковича.

Сейчас политологи и эксперты на Украине и в России просчитывают возможные сценарии. Большинство из них сводится к тому, что на Украине предстоят "очередные внеочередные" парламентские выборы. Согласно некоторым сценариям, возможны досрочные выборы президента. Кроме того, популярна версия о создании ситуативного союза БЮТ и Партии регионов. Эту мысль высказал, в частности, известный политолог Михаил Погребинский, чьи прогнозы, как правило, сбываются.
Распад "оранжевой" коалиции – не причина, а следствие политического кризиса на Украине. Можно скорее удивляться, что этот распад затянулся на столь длительный срок. Ведь о такой возможности начали говорить задолго до создания правящей коалиции в декабре 2007 года. Иными словами, младенец – вторая оранжевая коалиция – оказался мертворожденным.

Однако еще больший пессимизм вызывают иные варианты коалиционных соглашений, с которыми выступают украинские политики и политологи.

Так, Владимир Литвин и Юлия Тимошенко выступают за объединение трех "демократических" фракций: БВЛ, БЮТ и НУ-НС. Это, пожалуй, наименее вероятный сценарий, в который едва ли верят они сами. Выступая за объединение "демократических сил" парламента, Тимошенко, выходя с очередного допроса в Генпрокуратуре, не устает давать нелицеприятные комментарии насчет президента Виктора Ющенко, которого она недавно обвинила в безумии. Шансов на создание нового тройственного союза эти и многие другие заявления премьера не добавляют. Как и действия противной стороны, обвиняющей премьера – ни больше, ни меньше – в государственной измене и инициировавшей уголовное разбирательство против нее. Открытие уголовного дела против Тимошенко носит демонстративный характер. Но, вероятно, достигнет прямо противоположного результата: еще больше убедит рядовых украинцев в том, что премьер страдает "за правду, за народ". Как уже было в сентябре 2005 года, когда Ющенко впервые отправил кабмин Тимошенко в отставку.

Сценарий коалиционного объединения N 2 – объединение БЮТ с заклятыми врагами регионалами (плюс возможное подключение жаждущих себя продать литвиновцев, которым без разницы, с кем объединяться, и даже коммунистов), при всей фантасмогоричности более реален. Еще до летних парламентских каникул эти фракции обвиняли друг в друга во всех политических грехах, а лидер регионалов Виктор Янукович выступал с требованиями отправить в отставку правительство Тимошенко. Тогда казался вероятным, хотя и нежелательным с точки зрения российских интересов, союз между Партией регионов и проющенковским НУ-НС. События августа все изменили и окончательно спутали карты украинского политикума. Янукович, порывы к власти которого доселе сдерживали бизнес-интересы главного спонсора Партии регионов Рината Ахметова, вдруг проявил строптивость и начал вести более самостоятельную игру. Исключив из рядов партии креатуру Ахметова, секретаря СНБУ (аналог нашего Совбеза, только с расширенными полномочиями) Раису Богатыреву, выполняющую роль курьера между президентом Ющенко и донецкими бизнесменами, а также поддержав действия России в Южной Осетии, Янукович, наконец-то, занял вполне определенную позицию. Это было сделано в виду угрозы со стороны стремительно набирающей электоральный вес Тимошенко, которой – ужас для регионала!

– начинают явно покровительствовать в Москве. Эта ситуация заставила Тимошенко и Януковича соревноваться в попытке заслужить расположение российского руководства. Последнее пока очень мудро не торопится огласить свой выбор и демонстративно не вмешивается в происходящие на Украине политические процессы.

Янукович не отрицает, что коалиция между Партией регионов и блоком Юлии Тимошенко в Верховной Раде Украины возможна. Юлия Тимошенко, напротив, публично опровергает эту возможность, все это время выступая – на словах – за сохранение оранжевой коалиции. Однако это все пустые слова, сказанные для избирателя, которому будет трудно понять иной вариант коалиционного объединения. Тимошенко, дабы сохранить лицо, нужно выдержать длительную паузу, прежде чем она рискнет заявить о создании новой ситуативной коалиции. И за это время, заодно, провести серию сложных переговоров со своими нежданными союзниками о разделе властных полномочий.

И все же по целому ряду причин вариант объединения в рамках коалиции Партии регионов и блока Юлии Тимошенко является очень маловероятным. Не исключено, что заявления об обратном ряда влиятельных политологов, близких к "донецким", призваны сыграть роль страшилки для президента Ющенко. И до последнего держать его в напряжении: а вдруг объединятся. Объединение маловероятно не столько по идеологическим (на встречах с восточноукраинским электоратом Янукович получил "добро" на создание ситуативного союза с тимошенковцами), сколько по прагматическим мотивам. Уже сегодня, вероятно, ведутся сложные переговоры о разделе портфелей в новой коалиции. Вопрос о том, кому достанется пост премьера, лишь усугубляет сложности этого объединения.

Формально с позиции силы может разговаривать – и требовать закрепления за собой премьерского поста – каждая из сторон переговоров. Но это может сыграть с ними плохую шутку. Коалиция так и не будет создана и президент Ющенко распустит Раду.

Этот вариант представляется нам наиболее вероятным.

Хотя, надо признать, что в украинской политике всегда есть что-то от Гоголя. И строго логические заключения разбиваются о загадочную душу украинца.

Существующая политическая система Украины крайне неустойчива. Необходимо не просто переформатирование политического пространства, но и серьезное реформирование избирательного закона, функций и полномочий Верховной Рады, да и всех ветвей власти. Поэтому подготовленные регионалами и БЮТ новые избирательные законы по принципу "победитель получает все" являются хоть каким-то выходом из тупика. Впрочем, лишь временным: побежденный заявит о своих правах и все начнется заново. Причиной причин всей украинской политической катавасии является искусственное объединение в рамках одного государства трех культурно-ментальных зон: русского Юго-востока, собственно Украины (Центр, Север) и бывших австрийских владений на Западной Украине. Единственный выход из этого неразрешимого кризиса, если отбросить авторитарную власть, – создание подлинно федеративного украинского государства. Федеративная Украина выгодна России. Но, прежде всего, этот сценарий будет сугубо положительным и для самой Украины, поскольку в противном случае паровой котел может не выдержать перегрева и взорваться. Терпение Юго-востока не безгранично. Являясь самым густонаселенным и богатым регионом Украины (за исключением столицы), он, в то же время, подвергается культурному, политическому и экономическому диктату Запада страны.

И все же этот вариант мы пока не рассматриваем как более или менее реальный. Объективно он выстрадан украинской политической историей. Но устремления правящего истеблишмента, завязанного на американский или европейский Запад вступают в противоречие с идеей федерализации Украины.

В нынешних условиях самым реалистичным представляется иной сценарий. Мягкий его вариант – новая коалиция не создается (по причинам, указанным выше) в стенах Рады, а если даже создается, то парламент все равно распускается президентом (вспомним заявления о государственной измене и смертельной опасности, угрожающей Украине). На неопределенное время в стране действует единственная легитимная – президентская – власть. За это время страну в ускоренном порядке принимают в НАТО без всякого референдума, гражданам предлагают новый вариант конституции, происходит зачистка, вплоть до арестов, антиющенковских лидеров. Жесткий сценарий – то же самое плюс организация провокаций в Крыму против Черноморского флота и русских организаций со стороны украинских националистов, крымских татар и украинской прокуратуры.