Проверят ли карманы чиновников?

На модерации Отложенный

Государственная Дума готовится принять на рассмотрение президентский пакет законопроектов по борьбе с коррупцией. Депутаты заявляют, что в первом чтении эти документы им удастся принять до начала октября. Сомнений в том, что парламент примет эти законы в небывало короткие сроки, конечно же, нет. Однако интрига все же остается: она заключается в том, обяжут ли чиновников и членов их семей в обязательном порядке декларировать свои доходы и сведения об имуществе.

Единого мнения по этому поводу в Думе и администрации президента еще нет: ясно, что реальные доходы чиновников – тема уж больно щекотливая. Однако и сторонников жестких мер по контролю за заработками госслужащих существует немало. В среду спикер Совета Федерации, лидер "Справедливой России" Сергей Миронов во время визита вСанкт-Петербург заявил, что считает необходимым подготовку антикоррупционного законопроекта с обязательным введением нормы о предоставлении сведений о доходах не только чиновниками, но и членами их семей. Как один из вариантов такого закона он предложил ввести норму об обязательном декларировании доходов, по крайней мере, со стороны супругов чиновников.

Миронов выразил уверенность в том, что федеральный законопроект по противодействию коррупции будет принят в самое ближайшее время и "станет действенным орудием в борьбе с этим вызовом XXI века". За введение нормы об обнародовании доходов в среду выступил также и глава Счетной палаты Сергей Степашин. По его словам, в антикоррупционное законодательство необходимо перенести меры, которые ныне существуют в законе о госслужбе. Например, категорический запрет для чиновников заниматься личным бизнесом. По словам Степашина, в Европейской конвенции по борьбе с коррупцией, которую ратифицировала Россия, содержатся требования открытости государственных чиновников. Это прежде всего обязательное требование для госслужащих предоставлять данные об имуществе, его происхождении. Это касается и близких родственников, на которых, как известно, зачастую это имущество переписывается. "А то смотришь: вроде бы человек порядочный, не коррупционер, живет на одну зарплату. А у него за городом – особняк, который стоит не один миллион долларов", – говорит Сергей Степашин.

Для Сергея Миронова идея об обязательном декларировании доходов чиновников не нова.

Еще в июле этого года спикер Совета Федерации предложил внести в законодательство статью о наказании за неправомерное обогащение. Миронов тогда пояснил, что чиновник, имеющий зарплату в 100 тысяч рублей, не может иметь на Рублевке дачу за 100 миллионов долларов и должен разъяснить, откуда у него средства на приобретение дорогого имущества. Более того, по мнению лидера "Справедливой России", коррупция должна приравниваться к государственной измене со всеми вытекающими последствиями. "Сейчас коррупционер отделывается легким испугом, устранена конфискация имущества. С моей точки зрения, можно даже подумать о конфискации имущества, в том числе у семьи коррупционера, потому что мы знаем эти игры: когда, читая декларацию о доходах человека высокого ранга, начинаешь испытывать сожаление по поводу его нищеты. Все имущество оформлено на брата, на свата", – полагает Миронов.

Если в вопросе о финансовой отчетности чиновников ясности пока нет, то предложенная Мироновым конфискация имущества в законопроекте вполне может появиться. Вчера, выступая на совещании в Генпрокуратуре, эту идею поддержал глава президентской администрации Сергей Нарышкин. "Оперативно-розыскные службы должны быть ориентированы на поиск имущества, добытого в результате коррупционных действий. Неотвратимость конфискации должна стать сдерживающим фактором для тех, кто использует служебное положение для незаконного личного обогащения", – считает глава администрации президента.

Впрочем, в Государственной Думе формально не возражают против введения нормы о ежегодных имущественных отчетах чиновников и конфискации в случае найденных злоупотреблений. Ведь, по большому счету, всем на Охотном ряду понятно, что без этой нормы пакет антикоррупционных законов попросту теряет смысл. Необходимость обнародовать сведения о реальных доходах и об имуществе будет для чиновников гораздо более эффективным сдерживающим фактором, нежели, к примеру, розыскные мероприятия. Введение деклараций на словах поддерживают отдельные представители всех фракций в Госдуме. Поддержат ли на деле, станет ясно уже в следующий вторник, когда депутаты приступят к обсуждению конкретных статей пакета антикоррупционных законов.