Эксперты так и не решили, разрешает ли ислам бить жену

На модерации Отложенный

В минувший вторник в Москве состоялся круглый стол "Допустимо ли в исламе рукоприкладство в отношении женщины (по следам публикаций в российских СМИ)?"

Как отмечает РИА "Новости", участники форума – религиозные деятели и ученые - так и не пришли к единому ответу на поставленный вопрос.

"Много пишется ошибочного в отношении ислама. Неизвестно, откуда берут журналисты факты, но они являются непроверенными, а в большинстве случаев - несоответствующими действительности", - сказал имам-мухтасиб (руководитель исламской общины) Московской области Арслан Садриев.

Ошибочным он назвал и встречающееся в сообщениях СМИ утверждение, что в исламе "якобы муж может бить жену всегда и без причины". "Но это запрещено шариатом", - заявил Садриев, однако никаких соответствующих ссылок на тексты не привел.

По данным профессора Высшей школы экономики, признанного эксперта и автора научных трудов в области ислама Леонида Сюкияйнена, в современной исламской правовой мысли господствует точка зрения, что в определенной ситуации в отношении непослушной жены муж может ее ударить.

"Например, если она выходит из дома без разрешения, сначала он должен ее увещевать. Если она не прислушивается, он может отлучить ее от супружеского ложа. Если и это не помогает, то допустимо нанесение ударов, но не приносящих увечий и не по лицу. Причем современное исламское право исходит из того, что количество ударов не может превышать десяти", - пояснил ученый РИА "Новости".

В Коране (сура 4, аят 34) говорится: "Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них".

Сюкияйнен полагает, что практика физического воздействия на непослушную супругу существовала еще в доисламские времена - и потому нашла отражение в Коране. "Забитое положение женщин в некоторых странах объясняется не исламом, а традициями и обычаями местных народов. Более того, положение женщин всегда становилось лучше, они получали больше защиты, когда законы шариата соблюдались строже", - добавил эксперт.

По его словам, средневековый "исламский "домострой" - небольшая книга, озаглавленная в переводе с арабского "Этика благонравных" - гласит, что к женщине нужно относиться мягко, снисходительно, но время от времени показывать, кто хозяин в доме.

"Там говорится, в частности, что если женщина ведет себя не так, надо увещевать ее, слегка похлопав по плечу, сказать: "Дух шайтана, уходи из этого тела!", - отметил Сюкияйнен.

Иной точки зрения на рукоприкладство по отношению к жене в исламе придерживается председатель Российского общества исламоведов, профессор Тауфик Ибрагим. По его словам, один и тот же глагол в арабском языке имеет много значений и может переводиться и как "бить", и как "отвернуть", и как "выразить недовольство". Поэтому профессор не исключает, что утверждения о допустимости рукоприкладства основываются на "не совсем верном переводе" священных текстов.

"Пророк Мухаммед не бил ни своих жен, ни своих слуг. Тем самым он показал пример отношения мужчин к слабому полу", - заключил один из ведущих российских исламоведов.

В дискуссии также приняли участие представители других традиционных религий России.

Глава секретариата по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ЩВЦС МП) священник Георгий Рощин сказал, что, венчаясь с женщиной, мужчина берет на себя ответственность за нее и за создаваемую семью, должен "хранить жену как свое тело" и быть готовым отдать за нее жизнь.

В православной традиции, напомнил священник, как покровители супружеской любви и верности особо почитаются святые князь Петр и Феврония Муромские, день памяти которых отмечается 8 июля. С этого года эта дата празднуется по всей России как День семьи, причем начинание поддержано всеми традиционными религиями страны.

Пресс-секретарь Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Даниил Яковлев заявил, что "в иудаизме женщина является духовным образом дома, на ней лежит обязанность рождения и воспитания детей".

"Все авраамические религии призывают бережно относиться к женщине. И ни о каком рукоприкладстве речи быть не может", - подчеркнул представитель ФЕОР.

По мнению участников круглого стола, можно говорить о том, что практика рукоприкладства присуща не исламу или какой-то иной религии, а традициям определенных народов.