Как Махмуд Ахмадинежад сделал свой вклад в революцию

На модерации Отложенный

Представьте себя Махмудом Ахмадинежадом, четвертый год занимающим пост президента Ирана и готовящимся к новому выступлению на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. На первый взгляд - но лишь на первый взгляд - кажется, что дела идут не очень хорошо.

В минувшие выходные вы сменили главу своего центрального банка из-за разногласий по вопросу инфляции, составившей 28 процентов против 12 процентов в 2006 г. Он стал вторым председателем Центробанка, покинувшим этот пост за последний год. Али Лариджани, некогда отвечавший за переговоры по ядерной программе, ушел в прошлом году в отставку, возражая против вашего конфронтационного стиля, и может стать вашим соперником на президентских выборах в следующем году. Ваш босс, верховный лидер аятолла Али Хаменеи, тоже охладел к вам как к президенту.

Что касается международной арены, то ваша политика трижды приводила к введению санкций ООН. На прошлой неделе Международное агентство по атомной энергии, обычно готовое к уступкам, опубликовало резко критический доклад, в котором вашему правительству вменяется в вину то, что оно препятствует работе наблюдателей и приводятся доказательства планов ваших военных по оснащению ядерными боеголовками ваших ракет большой дальности. Теперь Франция и Британия требуют введения новых санкций - и это еще одна подножка вашей и без того спотыкающейся экономике.

Что касается ваших растиражированных сомнений и глубокомысленных рассуждений по поводу будущего Израиля, существования гомосексуализма в Иране или Холокоста, или того нимба, который вы ощущали у себя над головой, впервые выступая в ООН, то вам удалось убедить американскую общественность в том, что Иран - это четкая и реальная угроза. Джордж Буш никогда бы не добился этого своими силами. В Тель-Авиве говорят, что вы агент 'Моссада'. Может ли быть так, чтобы Исламская Республика выглядела более непривлекательно?

Конечно, нет. И в этом весь смысл вашего президентства. Ваша цель - доказать всему миру ненормальность Ирана. Вам это блестяще удается.

Десять лет назад, когда ваше имя знали только в пыточных камерах тегеранской тюрьмы 'Эвин', жесткую линию Ирана олицетворял бывший президент Акбар Хашеми Рафсанджани. Он дал добро на теракты против евреев в Аргентине, он отказался отменить смертный приговор романисту Салману Рушди, немецкий суд признал его ответственным в организации убийства ирано-курдских диссидентов в берлинском ресторане. Когда Мохаммад Хатами сменил его на посту президента, мир вздохнул с облегчением.

Теперь именно о Рафсанджани часто говорят как о 'прагматике' и умеренном - по сравнению с вами.

Что касается ядерного досье, то в 2004 г.

позиция Запада была такова, что Иран должен приостановить обогащение урана в качестве предварительного условия переговоров. Хатами взял такое обязательство (или, по крайней мере, сделал вид) - позиция Запада осталась почти неизменной.

Вы же, придя к власти, установили тысячи центрифуг, ежегодно производя расщепляющиеся материалы в количестве, достаточном для создания примерно одной боеголовки. Заплатив за это определенную цену в виде санкций ООН, вы вызвали разногласия между Россией, Китаем и остальными членами Совета Безопасности по вопросу ужесточения наказания. Но мало того, администрация Буша кардинально изменила свою позицию - изначально она отказывалась вести переговоры вообще, потом согласилась на переговоры на низком уровне, а в последнее время стремится к негласной дипломатической нормализации. При это вы ни на дюйм не склонились перед Западом.

Прежде всего, вы дали миру время свыкнуться с идеей о том, что Иран неизбежно станет ядерной державой, и его не остановить ничем - по крайней мере, с приемлемыми издержками. Согласятся ли американцы открывать третий фронт на Ближнем Востоке? Захочет ли Израиль, не сумевший разгромить 'Хезболлу', рисковать, устраивая бомбежки, которые спровоцируют еще одну кровопролитную войну в регионе, но в лучшем случае задержат реализацию ядерной программы Ирана всего на несколько лет. Смогут ли США осуществить грандиозный план по спасению гигантов Уолл-стрит, если вы перекроете Ормузский пролив?

Безусловно, ваши враги не пойдут на такой риск. И именно поэтому вы довольны тем, что наиболее дальновидные из американцев начинают соглашаться с вашей точкой зрения. Взгляните на бывшего агента ЦРУ Роберта Бэра (Robert Baer). В своей новой книге Бэр утверждает, что США 'не должны мешать Ирану в его стремлении к господству в исламе'. Он считает, что ООН должна установить наблюдение за ядерным арсеналом Израиля. По его мнению, США и Иран созрели для заключения альянса по образцу того, что создали в свое время Никсон и Мао.

То, что такие идеи распространяются в среде американской интеллигенции, - неудивительно; полезные идиоты всегда вносят свой вклад в революцию.

А как же ваше собственное будущее? Да, у Ирана инфляция и другие экономические неприятности, но разве имам Хомейни не говорил, что он начинал революцию не для того, чтобы сбить цену на дыни? Если воля Всевышнего такова, что вы должны уйти в отставку в следующем году, то да будет так. В качестве президента вы за свои четыре года у власти сделали больше, чем все ваши предшественники за четверть века.

Брет Стивенс