Останется ли православие лишь религиозным культом?

На модерации Отложенный Я думаю, что вероятность такого развития событий велика. Опыт всего мира показывает, что религиозные услуги (если можно так выразиться) выходят за рамки культовых и во многом граничат, а то и напрямую переплетаются с социальными и воспитательными услугами. 

Однако в нашей стране уже на протяжении 20-ти постсоветских лет православие никак не выйдет за рамки того, что в советское время называли религиозным культом: богослужение и так называемые требы (крещение, венчание, отпевание). В конечном итоге все упирается в отсутствие средств и профессионалов в некультовых областях, будь то педагоги, психологи, социальные работники, лидеры волонтерских движений, специалисты по фандрайзенгу.

Наверное, для многих откровение об отсутствии средств в православии звучит странно. Конечно же, люди давали и дают деньги Церкви, но дело в том, что почти никто не жертвует на православные социальные и воспитательные проекты. За двадцать лет церковной свободы сложился стереотип, что поддерживать православие можно только жертвой на тот самый культ. Благоустройство храма, богослужебная утварь и материальная поддержка духовенства - вот основной перечень статей расхода приходских и спонсорских средств. Наверное, это отголоски советского прошлого, где церковная жизнь была фактически тождественна культу. Миссионерства, благотворительности воспитательной и социальной работы не было в те годы.

Для постсоветского менталитета вполне нормально наличие искреннего доверия к Церкви, как духовной инстанции, сопряженного с глубоким незнанием и непониманием ключевых приоритетов христианства. Более того, внешнее благолепие часто воспринималось и воспринимается как однозначное свидетельство духовного расцвета.

Изменения ситуации не произойдет, пока и по отношению к православию жертвователи не поймут, что рынок меняется и требует вложения средств в иные области. Запрос на внешнее благолепие давно потерял былую актуальность, поскольку церковная инфраструктура налажена. Давно настало время инвестировать не в «бревна», а в «ребра», то есть в людей способных трудиться в социальной сфере. Такое качество, как социальное смирение ставит многих христиан вне конкуренции в этой области.

Правды ради надо сказать, что начиная с периода перестройки церковь имела безграничный кредит доверия у общества фактически по всем вопросам. Вспомним архиереев среди народных депутатов начала 90-х, рекомендательное письмо Министерства образования о введении ОПК конца 90-х и даже совсем невероятное - священника в роли ведущего «Спокойной ночи, малыши». Мы все помним, как принадлежность к церкви открывала двери фондов и комитетов, за которыми могли, не требуя никаких гарантий, дать средства для организации работы с подростками, наркоманами, бездомными и т.д. Но все это в прошлом.

Отсутствие четко поставленных задач и контроля за «производством работ» и расходом средств выявило кризис профессиональных кадров и отсутствие социальных технологий адекватных современности.
В итоге вот уже лет семь, как стал заметен серьезный спад делового и финансового доверия к Церкви в образовательных и социальных вопросах. Сейчас фактически невозможно получить деньги на некультовые проекты. Никакой серьезной православной социально-педагогической системы за 15-20 лет не возникло. Отработать кредит доверия получилось только в культовой области.

Как бы это не выглядело парадоксально, а для кого-то и смешно, у Церкви действительно нет денег на просветительские, культурные, образовательные, социальные проекты. Но это полбеды. Нет возможности и вырастить кадры, которые решают все. Ситуация сложнее, чем кажется. Достаточно упомянуть, что рынок внутриправославных некультовых услуг по своим ценам догоняет рынок аналогичных предложений в обществе. Школьное обучение, детский отдых, все, что угодно, даже печатная продукция стоят столько же, сколько светские аналоги. При этом сами православные большей частью принадлежат к тому социальному слою, который граничит с беднотой.

Работая «за идею» в церквях, многие надеялись получить скидку на православные услуги, но рыночные отношения лишили их этой возможности. Настало время, когда православными услугами не могут пользоваться сами православные. Новые поколения христиан, те самые будущие кадры, вынуждены отказываться от церковного служения и искать работу вне церковных стен. В итоге - замкнутый круг.

Православие - это не столько храмы, иконы, золоченые ризы, традиция, священнослужители. Православие - это прежде всего люди, уверовавшие во Христа. Все остальное носит инструментальный характер, чтоб у христиан была возможность исполнить заповеди Божьи. Одна из главнейших заповедей - о любви к ближним, о заботе о них. Христос заповедал помогать ближним. Он говорил, что будет судить каждого по закону заботы о ближнем, а не по тому, сколько твоего золота висит на куполе и сколько твоей бронзы залито в колокол. Может быть, те, кто дает деньги на православие, со временем поймут, что помочь христианам исполнять и эту вторую заповедь в социальных масштабах, возможно только создавая для этого условия, консультируя, привлекая специалистов, создавая рынок труда для организаторов и менеджеров, организуя поддержку добровольческим инициативам и, конечно же, контролируя качество работы и расход средств.

Может быть, спонсоры задумаются об этом и будут требовать от священников, чтобы те на пожертвованные деньги содержали воскресные школы, окормляли больницы, помогали многодетным, а золочение куполов отложили до лучших времен? Очень бы хотелось, чтобы православие смогло показать через христиан реальную адекватность и дееспособность в социальной и воспитательной сфере.