Экономическая ситуация требует доработки трехлетнего бюджета
На модерации
Отложенный
"Новая политика" уже писала о том, что после окончания "холодной войны" мир не обрел устойчивости – вопреки прогнозам многих аналитиков. Это касается политики, это касается и экономики. Глобализация привела к тому, что события, происходящие на рынках одной страны, могут почти моментально отражаться на экономической устойчивости другой страны, находящейся за тысячи миль.
С начала года в США нарастал кризис ипотечного кредитования, мало-помалу переросший в глобальный финансовый кризис с далеко идущими последствиями. Рухнули три важнейших банка, последним из них стал Lehman Brothers, крах которого и подстегнул биржевую панику во всем мире. Под угрозой оказалась крупнейшая страховая компания – AIG.
Так как Россия сегодня – составная и важнейшая часть мировой экономики, то кризис коснулся и ее, причем самым болезненным образом. С мая основной биржевой индекс упал на 55 %, процесс приобрел катастрофический характер во вторник 16 сентября, когда случился очередной "черный вторник" в новейшей российской истории. Индекс РТС упал на 11 %, ММВБ – на 17 %. Работу биржи пришлось срочно останавливать, а в среду торги на всех рынках РТС приостановлены по предписанию Федеральной службы по финансовым рынкам России до ее особого распоряжения. Стоимость российских компаний упала в итоге на 680 миллиардов долларов. Уже объявился первый конкретный пострадавший финансовый институт – банк "КИТ финанс", который частично не исполнил свои обязательства по сделкам репо. Конечно, непосредственно на жизни рядового среднестатистического россиянина биржевые пертурбации отразятся слабо, особенно сейчас. Доллар растет, но незначительно. В отличие от 1998 года обвального падения рубля не произошло – и это главное для большинства из нас.
Но случившийся финансово-экономический кризис неизбежно ставит ряд вопросов, ответы на которые должно дать правительство. Главное – на чем держится современная российская экономика – на нефтяных и газовых запасах или же она реально диверсифицирована? При всей болезненности ударов по западной экономике, она остается довольно устойчивой, поскольку ни один сегмент экономики не может назваться базовым. Несколько лет назад лопнул пузырь интернет-компаний (т.н. "дот-комов"), однако деньги и люди перекочевали в иные отрасли, и в целом тот крах прошел без особых последствий, инвесторы же извлекли урок.
Нынешний кризис показывает всю хрупкость российского экономического успеха, и то, что правительство должно приложить гораздо больше усилий для диверсификации экономики. Инвесторы уже вывели из России с начала кризиса в Южной Осетии более 35 миллиардов долларов. Сегодня основная проблема – недостаток свободных денег, они труднодоступны, потому что западные и иные иностранные компании испытывают недоверие к возможностям российских фирм и банков вернуть кредиты. А недоверие коренится в их сугубой привязке к нефтяному сектору.
Любой экономический кризис имеет и свою положительную сторону – он указывает на слабые места в экономике, подсказывает, что надо улучшить. После Великой депрессии начала 30-х США приняли множество законов, изменивших экономику. Текущий кризис на рынке ипотеки также подвигнул американский Конгресс к оперативному принятию необходимых законов. Было бы желательно, чтобы и российские правительство и парламент также реагировали ответственно и своевременно.
Сейчас Минфин, руководимый Кудриным, пошел по пути помощи самым крупным российским банкам, которым предполагается выделить до двух триллионов рублей. Власть надеется таким образом "заткнуть дыры" и перебиться на первое время, не меняя ничего по существу. Сам министр финансов высказывается очень оптимистично, но Федеральная служба по финансовым рынкам с 18 сентября запретила проводить на биржевом рынке маржинальную торговлю, а также заключать короткие продажи с ценными бумагами без обеспечения, а в ближайшее время эти запреты могут быть распространены и на внебиржевой рынок. Кроме того, в среднесрочной перспективе будут разработаны ограничения и по срочным сделкам, в частности, это коснется опционов. Все это говорит о том, что на самом деле власти не уверены в быстром разрешении кризиса.
У негативных тенденций в экономике, которые начались в мае этого года, много составляющих. Это и безответственная политика государства по части борьбы с инфляцией, о чем не раз говорил премьер. Это и неудачная структура бюджетных затрат, когда впрыскиваемые в экономику деньги в первую очередь разогревают инфляцию, а не направляются на инфраструктурные проекты. Это и военная кампания в Грузии, которая настроила иностранных инвесторов резко против российских рынков. Это и борьба с "Мечелом", обрушившая курс акций этой металлургической компании. Это и продолжение нефтяной зависимости – а цены на данное сырье резко колеблются, на текущей недели они уже падали ниже 100 долларов за баррель. Это и спекулятивные цены на недвижимость.
Теперь с новой силой, в преддверии работы над бюджетом в Государственной Думе, вспыхнут споры о том, куда ведет страну курс министерства финансов. Когда в августе Алексей Кудрин отвечал на вопросы членов фракции "Справедливая Россия", он уверял, что политика его министерства исключительно правильная, приносящая России дополнительный доход и стабильность. Критических сомнений в вопросах членов фракции он предпочитал не слышать. Но сейчас совершенно ясно, что депутатам надлежит еще и еще раз внимательно и даже скрупулезно проработать проект представленного трехлетнего бюджета – с учетом резко изменившейся ситуации в России и в мире.
Алексей Кудрин всегда гордился той "подушкой безопасности", которую он создал, отсекая доходы нефтедобычи от текущих расходных статей бюджета, и направляя их в Стабфонд (с 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд. руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд. руб.). Также он гордится третьим в мире валютным резервом. Посмотрим, как эти меры помогут России пережить кризис.
Нынешние события на российских биржах – серьезная проверка на прочность не просто экономики, но и способности власти влиять на нее. Минфин, Центробанк, ФСФР и другие ведомства должны реально продемонстрировать свои навыки антикризисного управления.
Для нового состава правительства биржевой кризис стал первым серьезным испытанием в сфере финансов и экономики. Создана специальная группа под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова, которая уже донесла свои предложения до Владимира Путина. Но уже понятно, что текущими оперативными мерами не обойтись. Правительство должно задуматься в целом о проводимой им политике. А помочь ему могут и должны депутаты – рассмотрение трехлетнего проекта бюджета дает для этого уникальную возможность.
Комментарии