Родным погибших в Перми лучше обращаться в западные суды
На модерации
Отложенный
1,3 млн. долларов и более может составить компенсация за каждого пассажира и члена экипажа «Боинга-737», разбившегося в Перми, при том что руководство «Аэрофлота» собирается ограничиться выплатами всего по 2 млн. рублей. О том, почему в России принято экономить на горе простых людей и могут ли родственники жертв авиакатастрофы расчитывать на адекватную компенсацию потери близких им людей.
Сегодня Генпрокуратура РФ приступает к внеплановой проверке того, как авиакомпания «Аэрофлот» и ее «дочки» соблюдают законодательство о безопасности полетов. Одновременно с этим авиаперевозчик начал выплачивать компенсации родственникам людей, которые в минувшее воскресенье разбились на самолете Boeing-737 в одном из районов Перми. Руководство «Аэрофлота» выделит по два миллиона рублей за каждого погибшего. Для сравнения скажем, что по американским законам каждый пострадавший может рассчитывать в таких случаях на три миллиона долларов. В связи с этим юристы советуют потерпевшим, не теряя зря времени, сразу обращаться в западные суды. Ведь разбившийся лайнер принадлежал зарубежной компании.
Источник в надзорном ведомстве пояснил «НИ», что ревизии затронут не только «Аэрофлот» и ее дочерние предприятия, но и Росавиацию, и Ространснадзор. Визит во все эти учреждения прокуроров напрямую связан с трагедией в Перми. Ранним утром 14 сентября Boeing-737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» рухнул в считанных метрах от жилых домов в Индустриальном районе города. Все 88 человек, включая шестерых членов экипажа, погибли. По предварительной версии, причиной крушения лайнера стала техническая неисправность, хотя, как заявили вчера в Следственном комитете при прокуратуре РФ, эта гипотеза – не единственная из тех, которые проверяют следователи. Окончательные выводы будут сделаны только после расшифровки «черных ящиков» и проведения всех необходимых экспертиз – то есть не раньше, чем через три-четыре недели.
В «Аэрофлоте» не видят во внеплановой проверке Генпрокуратуры ничего экстраординарного, полагая, что никаких недостатков надзорные органы не обнаружат. «Наша компания без особых проблем проходит все плановые проверки, – сообщил «НИ» заместитель руководителя пресс-службы «Аэрофлота» Виктор Соколов. – Думаю, что и на этот раз серьезных вопросов к нам не возникнет. К тому же не стоит забывать, что «Аэрофлот» – это одна компания, а «Аэрофлот-Норд», самолет которой упал в Перми, – другая». Практически сразу же после трагедии «Аэрофлот» расторг договор со своим дочерним предприятием в Архангельске. По мнению экспертов, таким способом перевозчик поспешил откреститься от случившегося. В свою очередь, в пресс-службе «Аэрофлот-Норд» «НИ» заявили, что с 15 сентября компания «выполняет перевозки пассажиров, используя собственный код на маршрутах, где ранее использовался код материнской компании».
На этой неделе родные погибших начали получать по 100 тыс.
рублей в счет страхового возмещения. Всего же «Аэрофлот» обещает выплатить родственникам жертв катастрофы по 2 млн. рублей за каждого погибшего. Впрочем, юристы убеждены, что в самое ближайшее время, когда пройдет первый шок, близкие разбившихся пассажиров станут требовать компенсаций через суды, причем не только российские. Дело в том, что потерпевший крушение Boeing-737 лишь эксплуатировался компанией «Аэрофлот-Норд», а принадлежал ирландской Pinewatch limited, чей офис находится в Дублине.
«Если родные погибших в Перми обратятся в западные суды, то они смогут претендовать на куда большие суммы, чем им предлагает «Аэрофлот», – пояснил «НИ» адвокат Игорь Трунов, представлявший интересы родственников жертв авиакатастрофы Ту-154 «Пулковских авиалиний» под Донецком, произошедшей в августе 2006 года. – Сейчас нужно установить, где ирландской лизинговой компанией был застрахован упавший Boeing». По словам г-на Трунова, разница в компенсациях, причитающихся семьям погибших в авиакатастрофах по нашим и иностранным законам, весьма существенная. В России сложилась практика, при которой вред, причиненный жизни пассажира воздушного судна, оценивается не менее чем в 2 миллиона 25 тыс. рублей. По европейскому же законодательству, выплата должна составить не менее 9 миллионов 775 тыс. рублей. Согласно законам США, компенсация родственникам одного погибшего составляет порядка 75 миллионов рублей. Именно поэтому необходимо точно узнать, с какой страховой компанией – американской или европейской – у Pinewatch limited был заключен договор.
Соображения юристов подтверждают реальные факты. Так, недавно родным погибших в авиакатастрофе в Иркутске, которая произошла в июле 2006 года, удалось отсудить в Нью-Йорке крупные компенсации. В частности, по отдельным искам сумма возмещения вреда составила 1 миллион 300 тыс. долларов. Более 150 россиян обратились в суд США, поскольку там была зарегистрирована компания, застраховавшая разбившийся лайнер.
«Такова цивилизованная практика, – говорит «НИ» президент Института верховенства права Станислав Маркелов. – Ирландская компания должна ответить за случившееся. Если же будет установлено, что трагедия произошла не из-за технической неисправности самолета, а по вине пилотов, то ирландцы смогут взыскать эти деньги в порядке регресса. Но родственников погибших эти обстоятельства не должны волновать в любом случае. Опрошенные «НИ» эксперты сходятся в том, что российское законодательство, несмотря на недавнее увеличение размера компенсаций родственникам жертв авиакатастроф, по-прежнему далеко от идеала. «В России экономят на гражданах в пользу крупных авиакомпаний, – констатирует Игорь Трунов. – До сих пор не могу понять, откуда взялась эта цифра – два миллиона. Это какая-то полумера. Если людям удастся вывести процесс в западные суды, то вероятность получения адекватных денежных сумм равна 100 процентам».
Михаил Белый
Комментарии