Как чемпион по боксу Валуев зашел на киноэкран
На модерации
Отложенный
Кинокомпания СТВ выпускает на экраны фильм Филиппа Янковского «Каменная башка», где главную роль сыграл чемпион мира по боксу Николай Валуев. Однако тех, кто ждет «русского Рокки», просьба не беспокоиться — вместо спортивной драмы Янковский-младший снял жестокую и убедительную мелодраму.
Каждый день бывшего чемпиона Егора Головина (Николай Валуев) по прозвищу Каменная башка начинается будто с белого листа. После аварии, в которой погибла его невеста Катя, а у самого боксера в мозге развилась гематома, памяти у Егора хватает ненадолго — в лучшем случае до вечера. Стоит лечь спать — и с утра все по новой: съев «бомж-пакет», залитый молоком, и нацепив поверх кенгурухи безразмерный бушлат, он как заведенный тащится в спортзал к тренеру Бате. Прыгает через скакалочку, на ринг не суется. Из уха течет струйка крови. Но спортивный менеджер, а заодно содержатель борделя Наиль (Виталий Кищенко) уверен, что Башка на скамейке запасных засиделся: надо кого-то выставить против нынешнего чемпиона с изящной фамилией Кривуля, и Егор — единственный, кого этот дуболом не смог завалить. Вот только выпихнуть Башку за канаты невозможно — покойная Катя запретила. Исправлять положение отправляют проститутку с чувством собственного достоинства Таню (Оксана Фандера). Вымыв посуду и нацепив платье усопшей, она прочно занимает в разрушенном сознании Башки место жены.
Пространство, в котором разворачивается действие «Каменной башки», было обозначено еще в бессловесном «Меченосце», после которого режиссера Янковского, казалось, похоронили все, кроме продюсера СТВ Сергея Сельянова. Это все тот же безлюдный индустриальный городишко со свинцовым небом, лютыми бандитами и чемпионатами, больше напоминающими подпольные бои без правил. Тем удивительней, что во второй раз сказка про красавицу и чудовище определенно выстрелила. Достаточно было заменить «человека без свойств» Меченосца на могучего и беспомощного дегенерата (в клиническом смысле) Башку, и история «одной криминальной разборки» сделала уверенный шаг в сторону трагедии. Янковскому как режиссеру поколения клипмейкеров необходим был достойный объект.
На главную роль было решено позвать боксера Николая Валуева.
Благодаря выдающемуся росту, успехам на ринге (титул чемпиона мира по версии WBA и один проигранный бой за всю карьеру) и скандалу с избиением охранника петербургского спорткомплекса «Спартак» Валуев из просто звезды спорта превратился в медиаперсону, про которую анекдотов сочиняют не меньше, чем про известную телеведущую, кстати, тоже уроженку Петербурга. Идея пригласить в картину этого выдающегося персонажа принадлежала Сергею Сельянову, прочитавшему написанный Алексеем Мизгиревым сценарий и буквально увидевшему в главной роли Валуева, с которым на тот момент продюсер даже не был знаком. Несмотря на плотный график и внутренние сомнения, боксер согласился, и в помощь ему был нанят педагог по актерскому мастерству. По словам режиссера Янковского, актер Валуев оказался очень органичным, конструктивным и трудолюбивым и время от времени предлагал очень интересные вещи.
Стоило в кадре появиться человеку-горе, как тут же выяснилось, что вполне можно обойтись без беспомощных ракурсов с вертолета и пугающих монтажных пауз. Хватит и каменной мимики героя. Конечно, то, что делает Валуев, называть актерской игрой, мягко говоря, преувеличение. Он живет в кадре своей жизнью: ест, пьет, бьется головой об стену, растерянно наворачивает круги с игровым автоматом на плечах. Как на любую стихию, смотреть на него можно бесконечно. Но за завороженным взглядом камеры незаметно образовался и нестыдный контекст. У персонажа Валуева обозначались предшественники: боксер Дэйви Гордон из «Поцелуя убийцы» Кубрика тоже спасал девицу легкого поведения, а Бутч из «Криминального чтива» лелеял мысль о семейном счастье. Впрочем, ближайший сосед Башки вырос на стыке нуара и комикса — и это гигантский урод Марв из «Города грехов», потерявший возлюбленную, а затем потерявший все. И когда Каменная башка произносит с интонациями героев «Страны глухих» типичную для рисованных историй фразу: «Боли нет. Ее придумывают, чтоб боялись» — веришь, что, может, Янковский-младший и не знаком с мастерством кинематографических хуков и апперкотов, но зато прямыми ударами он овладел на все сто.
ГЛЕБ БОРИСОВ
Комментарии