В России набирает силу стачечное движение

На модерации Отложенный

Количество трудовых конфликтов между работниками и работодателями растёт с каждым годом. После полного затишья начала 2000-х годов сейчас забастовок не меньше, чем в конце 80-х – начале 90-х годов. Профсоюзы утверждают, что большинство акций приводят к успеху, поэтому и существует информационная блокада этой темы в государственных СМИ. Только в 2007 году, по данным института «Коллективное действие», прошли как минимум 35 забастовок.

Чтобы читатель мог оценить масштабы боевых действий на трудовом фронте, перечислим основные поля сражений только за август и начало сентября. В Астраханской области неделю бастовали рабочие двух цехов судостроительного завода «Красные баррикады», требовавшие погасить долг по зарплате за три месяца. В итоге администрация была вынуждена начать выплаты.  

В Тольятти отказалась работать одна из бригад цеха сборки автомобилей главного конвейера СП «Джи Эм – АвтоВАЗ». Причина – крайне высокая температура воздуха в цехе, 37 градусов по Цельсию. Уже на следующий день администрация разрешила рабочим каждый час принимать душ, приостанавливая работу.  

В Туле забастовали три цеха Тульского оружейного завода: 250 человек требуют погасить задолженность по зарплате за июль и август. Сразу же после начала забастовки администрация выплатила им половину месячного заработка, но рабочие намерены добиваться полной выплаты долга.  

В Удачном (Якутия) водители горно-обогатительного комбината АК «АЛРОСА» провели голодовку, требуя выплаты сверхурочных. Руководство предприятия пошло на создание согласительной комиссии по урегулированию конфликта.   В Туапсе неделю бастовали свыше 300 рабочих морского порта из-за невыплаты сверхурочных за работу в ночное время. Предприятие пошло на уступки и пообещало удовлетворить требования бастующих.   Надо сказать, что почти все забастовки признаются незаконными, и нередко за ними следуют репрессии в виде увольнений зачинщиков. Например, после того как в начале августа работники Кыштымского медеплавильного комбината и «Карабашмеди» (Челябинская область), требуя повышения зарплаты, провели пикет у центрального офиса холдинга «РМК», в который входят эти предприятия, начались массовые сокращения протестующих. Цель – распустить профком. Ведь по закону, если в нём состоит меньше половины сотрудников предприятия, он нелегитимен. По словам зампреда обкома Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР) Александра Коротких, «всех работников заставляют выйти из профкома». Номер, в котором вышел материал о пикете, руководство скупило в то же утро, чтобы рабочие не успели его прочитать. Из-за чего весь сыр-бор? По данным ГМПР, средняя зарплата работников предприятий по колдоговору должна быть не меньше 18,5 тыс. рублей, а на вышеперечисленных предприятиях оклад самых высокооплачиваемых из числа рядовых сотрудников – металлургов – около 11 тыс. рублей.  

Ещё скандальнее развивается ситуация в Удачном. 3 сентября сотрудники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) арестовали руководителя независимого профсоюза компании «АЛРОСА» Валентина Урусова, организовавшего массовый протест водителей ГОКа. А затем без всякого медицинского подтверждения наркотического опьянения мировой судья приговорила его к аресту на 10 суток за «потребление наркотических средств без назначения врача». Жители Удачного собрали подписи под обращением в адрес властей, указав, что Урусов, наоборот, активно участвовал в акции «Город без наркотиков». А в профсоюз стали массово вступать сотрудники Удачнинского ГОКа.  

Репрессии не останавливают протестующих. Даже несмотря на них, «бунтовщикам» удаётся добиться удовлетворения хотя бы части своих требований. Так произошло в Туапсинском морском торговом порту, где накопились долги по оплате работы в ночное время аж за 9 лет. Администрация соглашалась выплатить деньги за три года. Договориться не удалось, и в итоге 13 августа погрузка-разгрузка в порту была прекращена.

Все дни остановки работы продолжались переговоры. За профсоюзниками, по их словам, велась слежка, прослушивались телефоны. На сторону администрации порта встала и Туапсинская транспортная прокуратура. Однако бастующие победили. Было принято компромиссное решение произвести в течение полугода выплату за последние шесть лет. По словам председателя «первички» профсоюза работников водного транспорта Сафербия Шхалахова, общая сумма выплат составит примерно 30 млн. рублей.  

А рабочие всеволожского завода «Форд», только пригрозив забастовкой, добились с начала сентября очередного повышения зарплаты. На первый взгляд его рабочим грех жаловаться. Если средняя зарплата в области на июль с.г. составляла 12,3 тыс. рублей, то зарплата рабочих «Форд Мотор Компани» во Всеволожске (Ленинградская область) – от 21 до 32 тыс. рублей. Однако такой она стала именно благодаря готовности отстаивать свои интересы жёсткими солидарными действиями, а не упрашиваниями начальства поодиночке. Ведь ещё до серии забастовок, на начало 2007 года, средняя зарплата на «Форде» равнялась всего лишь 17,5 тыс. рублей. Как говорится, почувствуйте разницу. Три года назад ситуация на Всеволожском заводе не отличалась от среднероссийской – то же бесправие наёмных работников и их нещадная эксплуатация администрацией. На заводе не было ежегодных отпусков, рабочие трудились по выходным и принимали это как должное, злясь втихомолку. Заводской профсоюз вёл вялое существование. Всё изменилось после того, как молодые рабочие съездили по обмену опытом на завод «Форд» в Бразилию. Увидев, что их бразильские коллеги могут влиять на политику компании, они рассказали об этом своим товарищам, и те избрали новое руководство профкома. Только за один месяц в него вступили около 900 человек! Стали выпускаться листовки, убеждавшие остальных рабочих в том, что они достойны лучшего и у администрации есть на это деньги.  

А затем началась серия из пяти забастовок, доказавшая на деле, что рабочие способны защищать свои права.   Администрация предприятий пытается ставить преграды на пути создания независимых профсоюзов. Так, например, один из банков оспорил в суде создание «первички» работников банка на основании того, что, дескать, у хозяина квартиры, где происходило учредительное собрание, не было документов, подтверждающих факт аренды данного помещения. Кроме того, к протоколу, оказывается, необходимо было добавить название улицы, номер дома и подъезда, где это собрание проходило, а также приплюсовать квитанцию по оплате парковки машин, на которых приехали участники. Из-за этого протокол с решением о создании профсоюзной организации суд посчитал недействительным, а администрация банка уволила семерых зачинщиков.  

Однако профсоюзы преодолевают все препоны. Вот как объяснила обозревателю «Нашей Версии» эту непривычную прежде организованность и настойчивость директор института «Коллективное действие» Карин Клеман: «Большую активность профсоюзы проявляют там, где коллектив относительно молодой, как на «Форде». Молодёжь гораздо выше ценит свою рабочую силу, не согласна трудиться за копейки, как привыкли старшие товарищи. Кроме того, трудовые конфликты часто проходят там, где есть иностранный капитал. Люди, работающие в транснациональных корпорациях, знают, какие зарплаты на зарубежных предприятиях той же группы. У них есть возможность общаться с профсоюзами других стран – и в результате этого общения они лучше понимают, что такое профсоюз и чем он должен заниматься. В Европе люди признают право других на забастовку, понимая, что если бастуют – значит, просто не было другого способа заставить работодателей с ними договориться. В России тоже, похоже, ситуация меняется. Люди уже сочувственно относятся к тем, кто не хочет терпеть несправедливость и начинает действовать». 

Игорь Дмитриев