Кризис может оказаться благотворным, но худшее пока впереди?
На модерации
Отложенный
Вчера без следа сгинула парочка самых известных мировых финансовых учреждений, одна из крупнейших в мире страховых компаний силилась не пойти ко дну, а рыночная стоимость компаний по всему Земному шару упала на миллиарды фунтов, долларов и евро. Но так ли это важно?
Подобный вопрос может показаться оскорбительным и даже дурацким. За 48 часов знакомый нам мир инвестиционных банков, быть может, исчез навсегда. Очевидно, что мы являемся свидетелями одного из тяжелейших финансовых кризисов за несколько десятилетий. Однако люди, жизнь которых кошмар на Уолл-стрит немедленно и напрямую не затрагивает, порой сохраняют скептический настрой.
Вы можете задаться вопросом: принесет ли этот кризис реальный ущерб экономике, которого не принесли все предыдущие кризисы, виденные нами за последние два десятилетия?
Задумайтесь: за минувшие 20 лет мировая финансовая система, связи в которой все более усиливаются, переживала один кризис за другим, и каждый из них газеты встречали зловещими заголовками, предсказывая экономический крах в масштабах Великой депрессии 1930-х годов.
В 1987 году курсы акций за один день упали более чем на 20%, и всем казалось, что наступил новый 1929 год. Но в действительности сердце глобальной экономики ни на секунду не остановилось, и в ведущих промышленно развитых странах экономический рост продолжался еще три года и больше.
В 1998 году американские власти столкнулись с жуткими финансовыми последствиями дефолта в России, и им пришлось спасать одну из компаний Уолл-стрит, которая, как опасались, могла своим падением вызвать эффект домино по всему миру. Однако экономика пережила и это, а уже в следующем году показатели экономического роста поставили десятилетний рекорд.
Теракты в сентябре 2001 года привели к закрытию Уолл-стрит почти на неделю, вызвали паническую распродажу акций и дикие колебания на рынках облигаций, когда биржи вновь открылись. Однако экономика не рухнула и спустя несколько месяцев даже стала выбираться из рецессии, к которой скатывалась еще до терактов.
Поэтому можно понять, что вы удивляетесь, к чему весь нынешний шум. За минувшие годы экономика США успешно обходила минные поля финансовых катастроф, о которых трубили заголовки: ипотечный кризис, крах банка Bear Stearns, спасение Fannie Mae и Freddie Mac.
По состоянию на конец июня годовой экономический прирост составил 2,2%. Конечно, не самое впечатляющее значение, но стоит вспомнить, что за год до этого – за 12 месяцев до начала ипотечного и финансового кризиса – экономический рост составил всего 1,8%.
Отчего же верить, что раз финансисты с Уолл-стрит и из Сити кусают локти и висят на краю пропасти, то это сильно скажется на нашем материальном положении?
В том, что касается вчерашних драматических событий, пока слишком рано давать ответ. Однако, если учитывать более широкий финансовый крах, который к ним привел, создается впечатление, что на этот раз ситуация иная.
Во-первых, во всех прошлых воображаемых катастрофах значительно худшего исхода для реальной экономики удавалось избежать за счет своевременных мер центральных банков и правительств. Очевидно, что действия Федеральной резервной службы, американского казначейства, Европейского центрального банка и запоздалые шаги Банка Англии помогли защитить экономику от более значительного ущерба.
Но на этот раз финансовые проблемы масштабнее, чем в прошлом, а последствия граждане почувствуют более остро. Худшее, безусловно, еще впереди, и пока не очевидно, что у властей в запасе так уж много ответных мер.
Относительно хорошие новости по поводу американской экономики наверняка вскоре перестанут поступать. Правительственные налоговые вычеты, которые коснулись более 100 млн американцев и, вероятно, помогли смягчить удар, остались в прошлом.
Судя по самым свежим данным, американскую экономику не ждет ничего хорошего. Вчера за разговорами о событиях на Уолл-стрит затерялось заявление правительства США о том, что в августе падение промышленного производства стало самым резким за последние семь лет. Потребительские расходы, которые не снижались ни в одном квартале вот уже 17 лет, видимо, уменьшатся по состоянию на конец сентября. За минувшие четыре месяца был отмечен всплеск безработицы: ее показатель поднялся с 5 до 6,1%.
Очевидно, что на этот раз масштабы кредитного кризиса и беспрецедентное падение цен на недвижимость свидетельствуют о гораздо более мощных потрясениях, чем все случавшиеся на нашей памяти за последние 30 лет. Это не значит, что рецессия будет серьезнее, чем все нами виденное, однако период длительной стагнации практически неизбежен.
По иронии судьбы, вчерашние травматические события могут оказаться благотворными для финансовых рынков – необходимыми, пусть и болезненными, изменениями в свете новой действительности.
Но для всех остальных, к несчастью, катарсис наступит, по-видимому, нескоро...
Джерард Бейкер
Комментарии