Мировая политика возвращается к состоянию рубежа XIX – XX веков

На модерации Отложенный

Чем ближе президентские выборы в Америке, тем напряженней обстановка как в мире в целом, так и у США под боком, в частности. Кое-кто в России, наверное, скажет, что это делается специально для победы одного из кандидатов. Паранойя в этом смысле у нас в стране широко распространена. Но не будем останавливаться на ней, а обратимся к реалиям латиноамериканской политики.

Начнем с того, что на прошлой неделе два стратегических бомбардировщика ВВС России совершили посадку на военном аэродроме в Венесуэле. А с пятницы Ту-160 начали тренировочные полёты над нейтральными водами в акватории Атлантики и Карибского моря. Самолёты в Южную Америку прибыли без вооружений на борту. Пока наши "Ту" летели в Венесуэлу, истребители НАТО дважды поднимались на их перехват. Разумеется, учебный. Первый условный перехват произошел в районе Норвежского моря, когда российские бомбардировщики сопровождали два самолета F-16 ВВС Норвегии. Второй раз в воздух поднялся американский F-16 возле Исландии. Президент страны Уго Чавес сказал, что российские бомбардировщики в его стране – это "предупреждение американской империи". "Благодаря стратегическому сотрудничеству с Россией и самолетам, которые приземлились на венесуэльскую землю, сегодня и в ближайшие дни будут совершать полеты над Карибским морем и в Атлантике, мы будем информированы о малейших перемещениях 4-го флота США", – заявил Чавес. В свою очередь командующий 4-м флотом контр-адмирал Джозеф Кернан сказал: "Мы всегда стараемся следить за тем, что происходит поблизости и может быть потенциальной угрозой". При этом он добавил: "На мой взгляд, если русские посадили свои самолеты в этом регионе из-за угрозы со стороны Соединенных Штатов, тогда они напрасно израсходовали горючее". А на ноябрь намечены совместные российско-венесуэльские морские учения.

А что на фоне этих учений происходит в самой Латинской Америке?

Прошедшая неделя оказалась богатой на кризисы. Сперва президент Боливии Эво Моралес объявил персоной нон грата посла США в этой стране Филиппа Голдберга, обвинив его в том, что тот вмешивается во внутреннюю политику страны. Вслед за ним Уго Чавес, как он объяснил, "из солидарности", выслал из страны американского посла. А теперь и президент Гондураса Мануэль Селайя перенес на неопределенный срок церемонию принятия верительных грамот у нового посла США, так как необходимо поддержать Боливию и дать странам мира услышать протестный голос.

Эво Моралес, спровоцировавший острейший дипломатический кризис, поступил так, поскольку оказался в труднейшей ситуации – на декабрь он назначил референдум по принятию новой конституции, которая позволит президенту централизовать власть, переизбраться на второй срок подряд и "раздать безземельным крестьянам земли, находящиеся под паром". Противники же правительства требуют от Моралеса отменить назначенный на 7 декабря референдум. В течение мая-июня 2008 года в наиболее экономически развитых провинциях Боливии – Санта-Крус, Пандо, Бени и Тариха – вопреки запрету были проведены референдумы, на которых жители провинций высказались за автономию. Идею автономии поддерживают и их губернаторы, избранные еще до начала правления Моралеса. В последние два года там проходили многочисленные акции протеста, зачастую оканчивавшиеся столкновениями сторонников и противников президента. На прошлой неделе в столкновениях уже погибло 18 человек. Активисты оппозиции захватывают под контроль государственные учреждения столиц провинций, блокируют автострады, повреждают газопроводы, по которым газ поступает в соседнюю Бразилию.

В этой ситуации Чавес, который вложил в Моралеса сотни миллионов долларов, сказал: "Эво, твоя битва – это и моя, сражение за Боливию – это сражение и за Венесуэлу". Моралеса поддержали фактически все коллеги-президенты по континенту, что понятно – никто не хочет подобной дестабилизации у себя дома. Это, во-первых, а во-вторых, все они (за исключением президента Колумбии) – левые. Сегодня в Южной Америке уникальная ситуация, когда везде, кроме упомянутой Колумбии, у власти находятся те или иные левые силы. В Венесуэле (откуда и начался социалистический подъем в 1998 году), Эквадоре, Боливии, Никарагуа, а теперь, видимо, и в Парагвае, власть в руках радикалов. В Бразилии, Аргентине, Чили, Перу и Уругвае – у более умеренных сил. Однако никогда целый континент не находился под властью антиамериканских сил.

Уго Чавес, перехвативший эстафету у Фиделя Кастро (с разрывом в сорок лет!) отыгрывает ситуацию на все сто. В самом конце августа даже несоциалистический Гондурас присоединился к организации "Боливарианская альтернатива для Америк" (ALBA). ALBA была создана в 2004 г. по инициативе Чавеса и Фиделя Кастро для содействия торговле и кооперации между социалистическими государствами и противостоянию продвигаемым США зонам свободной торговли.

Президент Гондураса, испытывающий серьезные проблемы во внутренней политике, легко поддался на обещания щедрой экономической помощи.

Чавес, Моралес и другие легко идут по пути Сальвадора Альенде, не боясь, что их свергнут по его примеру. Сегодня военные перевороты и правые диктаторы совсем не в моде. Когда в 2002 году оппозиция было свалила Чавеса, все президенты Латинской Америки выступили на его защиту. Напротив, даже самый безоглядный левый популизм фактически не встречает возражений в мире, и Чавеса во многих странах приветствуют как героя. Главное, что он за социализм и против США. Чавес отлично понял урок XX века для левых – не захватывай власть вооруженным путем, приходи к ней через выборы – и тебе обеспечено благожелательное настроение.

Кроме того, за Чавеса сверхвысокие цены на нефть, а Венесуэла – крупнейший ее экспортер на континенте. На прошлой, опять-таки, неделе состоялось очередное заседание министров нефти стран ОПЕК (Каракас играет там ведущую роль). Россию на форуме (хотя она и не член организации) представлял вице-премьер Игорь Сечин, один из ближайших соратников Путина. Он сказал, что Россия должна выйти на стратегическое партнерство с организацией стран – экспортеров нефти. "ОПЕК – один из ключевых партнеров России на мировом нефтяном рынке. Для нас очень важно наладить механизмы регулярного энергодиалога, прежде всего в целях обеспечения глобальной энергобезопасности". По его словам, Россия хочет создать с ОПЕК "механизм постоянной координации, обмена информацией, анализа и прогнозирования рынка. Такие прогнозы очень важны для развития российских компаний". Решено, что высокопоставленная делегация ОПЕК прибудет в Москву в следующем месяце, чтобы наладить более тесные связи картеля производителей нефти и России. Как отмечают аналитики, перспектива сближения ОПЕК, на долю членов которого приходится 40 % мировой добычи нефти, и России, второго в мире производителя нефти после Саудовской Аравии, беспокоит правительства стран-потребителей. Вместе ОПЕК и Россия будут производить около половины мировой нефти, и сотрудничество даст им еще больший контроль над ценами. Министры же от ОПЕК решили, что не будут увеличивать производство нефти, дабы удержать цены на максимально высоком уровне.

Таким образом, в современном мире говорить об однополярности, наверное, не приходится. На наших глазах образуется несколько центров силы, независимых и прямо враждебных США. Одна из "дуг напряженности" проходит прямо под их южным окончанием США – Куба в 90 милях от Флориды! Никогда прежде США не сталкивались со столь сильным противостоянием в Южной и Центральной Америке. Боливия, Эквадор и, конечно, Венесуэла с Кубой, выступают с яро антиамериканских позиций, а остальные страны региона их прямо поддерживают и критикуют Вашингтон. То же самое на мировом уровне, за Венесуэлой – Белоруссия, Иран, Россия. Пекин и Дели к Каракасу относятся вполне доброжелательно. Цены на нефть определяет не Запад, а его глобальные конкуренты – те же Венесуэла, Иран, Россия, плюс Саудовская Аравия.

Напряженность на планете скорее растет, а не уменьшается. Прогноз Френсиса Фукуямы о конце истории не оправдывается по всем параметрам. Ситуация ничуть не спокойнее, чем во времена "холодной войны".

Где же место России в этой глобальной борьбе? Похоже, она переходит к "активной внешней политике" – долголетней мечте оппозиции ельцинских времен. Ее стратегические интересы уже нашли место в Западном полушарии, где Москва активно взаимодействует с упомянутыми странами. Впереди нас ждет интересная интрига – чем закончится долголетняя борьба Уго Чавеса со товарищи против Вашингтона с опорой, в том числе, на Москву? Что означает начинающееся военное присутствие России в Южной Америке? К каким последствиям оно приведет?

Следить за мировой политикой сегодня интереснее чем когда-либо. Она вернулась к состоянию конца XIX – начала XX веков. Тогда Британской империи (аналогу современных США) бросали вызов многие страны, а преобладающим настроением был национальный эгоизм. Россия на том фоне казалась миротворцем – именно царь Николай II выступал с предложениями о всеобщем разоружении. Сегодня непредсказуемые цены на нефть, раскол западного единства, слабая и неавторитетная ООН, рост исламского фундаментализма, дискредитация "капиталистической системы" обуславливают ситуацию, при которой потенциальные конфликты и региональные кризисы множатся. И ситуация в Латинской Америке – не исключение, а яркое тому свидетельство.

Максим Артьемьев