Антикоммунизм как культурное достояние

На модерации Отложенный

В Москве в честь писателя Солженицына будет названа улица.

Самым замечательным во всем в этом была аргументация. То, что московским коммунистам вряд ли понравится переименование Большой Коммунистической улицы в улицу Солженицына, предположить было можно. Почему они добровольно должны отдавать территорию недавно скончавшемуся лауреату Нобелевской премии по литературе, который практически возвеличил антикоммунизм, придав ему статус российского культурного достояния? Правда, Большая Коммунистическая – далеко не шикарный прогулочный бульвар, а обыкновенная улица. В отличие от оставшихся аллей Маркса или площадей Энгельса, которые, конечно, не имели ничего общего с трудами обоих мыслителей – впрочем, будущая улица Солженицына тоже не имеет ничего общего с писателем. Но именно на это московские коммунисты указывают в качестве основания против переименования улицы. Кроме того, улица может быть названа в честь знаменитого деятеля по закону только через 10 лет после его кончины.

Но тем не менее, история знает и исключения: когда в результате теракта в Грозном в мае 2004 года погиб президент Чеченской республики Ахмад Кадыров, город пошел против собственных правил и назвал в честь него улицу. Тем самым был открыт путь для всевозможных переименований, опасается "Независимая газета". Газета задается вопросами: "Какой критерий считается главным? Роль личности? И как ее будут измерять?"

Россия – как и вся сменившая систему Восточная Европа – переименовала тысячи улиц и площадей, убрав с них мраморных Лениных, переплавила стальных большевиков.

Но со временем стремление к переименованию значительно пошло на убыль. "Бедные жители! – сочувствует в интервью "Новым известиям" депутат Алексей Митрохин: – Им придется стоять в длиннющих очередях в паспортный стол, чтобы поменять документы. Про организации я и не говорю – им придется все менять. Вплоть до визиток и печатей!"

Адвокат Станислав Маркелов в беседе той же газете указывает, что город теоретически должен был спрашивать своих граждан – как это делается, например, в Польше. Евгений Гонтмахер предлагает прагматичный выход: почему бы не называть именами известных людей школы или музеи? "Тогда и память его будет увековечена, и у горожан проблем не возникнет". Один комментатор отметил, что у подобного чествования есть и абсолютно банальная сторона. Например, можно представить себе выпуск новостей, в котором говорилось бы о "драке между пьяными гражданами на улице Солженицына".

Вряд ли коммунистам удастся добиться своего – и не только из-за логических изъянов их аргументации. По указу президента России Дмитрия Медведева память Солженицына должна быть увековечена в названиях улиц и именных стипендий.