Что такое патриотизм?

На модерации Отложенный

С чего начинается патриотизм? И кого считать патриотом? Можно ли воспитать это чувство?
Эти вопросы глава Синодального отдела Русской православной церкви по взаимодействию с армией и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов обсуждает в беседе с обозревателем «Известий» Борисом Клином.

- Отец Димитрий, давайте начнем сначала. Что есть патриотизм?
- По определению, патриотизм — это любовь к своей Родине, любовь к своей религии, любовь к своему народу, своей истории, к своей культуре.

- Вы несколько раз повторили слово «любовь». Но я часто вижу, как наши соотечественники, особенно в интернете, считают своим патриотическим долгом выразить ненависть к чужой стране, чужой культуре, народу. Это патриотическое чувство?
- Нисколько. Настоящий патриот не может ненавидеть чужое. Он может что-то недопонимать. Ему может что-то не нравиться. Но ненавидеть?! Нет. Патриотизм — это любовь.

- В чем же должен выражаться патриотизм?
- Во-первых, не выбрасывать окурки в окно автомобиля и мусор мимо контейнеров. Не превращать подъезды в сортиры. Все заборы должны быть покрашены. И так далее… Как минимум — надо изучать родную культуру. Патриотизм — это служение. Человек должен служить своей семье, своему народу. Служить украшением своей Родины. Патриотизм — это подвиг, то есть постоянное движение.

Подвиг обычно в сознании людей связан с войной. Совсем недавно была война на Кавказе. Когда она началась, интернет кипел от негодования, но ни 8 августа, ни 9 августа очередей у военкоматов я не заметил. Ничего похожего на июнь 1941 года. Почему?
- Ну, дело в том, что написать в интернете — гораздо проще… Но я бы не придавал серьезного значения происходящему в интернете. Сегодня интернет — это небольшой слой людей, обладающих избытком свободного времени. Если вспоминать июнь 1941-го и очереди у военкоматов, то надо понимать: невозможно сравнивать тот народ, который за четыре года разгромил в пух и прах самую сильную военную машину мира, и теперешний… Это совершенно разные люди. Те были рождены и воспитаны настоящими патриотами, верующими. В 1937 году была перепись населения, и более половины заявили, что они православные. А современные молодые люди во многом уже западные, а значит, настроены антихристиански.

- Батюшка, конечно, в истории России есть бессчетное множество примеров патриотизма. Но и за границей есть традиция, на мой взгляд, достойная подражания. В Израиле павших солдат хоронят торжественно, в присутствии министра обороны, премьера. Стоило бы перенять?
- Не хватает у нас культуры. Наши лидеры тоже на похороны солдат приезжали бы, если бы в школах им преподавали Закон Божий. Вот начнем его изучать в школах, и будут ездить.

- Мы подошли к очень важной теме — отношению к государству. Любовь к Родине и государству — понятия равнозначные? Можно ли быть патриотом и не одобрять политику государства?
- Патриотизм здесь вообще ни при чем. А государство зачастую ведет себя бесчеловечно. У меня три православных детских дома. Что я видел от государства? Только желание разорить. Сейчас опять комиссия пришла. С какой целью? Найти чего-нибудь, придраться и закрыть. Хотя Путин лично говорил — не трогать церковные детские дома…
У нас чиновники во всем создают препятствия.

Врач не может выписать льготное лекарство из списка Минздрава! Ему главный врач делает выговор, грозит увольнением, потому что получает «вторую зарплату» от страховой компании. А попробуйте устроить в больницу 80-летнего старика…
Призывают брать сирот в семьи. Люди берут, и это, безусловно, проявление патриотизма. Но попытайтесь усыновить ребенка, если вы не американский гражданин и не даете большую взятку. Конечно, если наш гражданин — известный человек (или обладающий административным ресурсом) захочет взять ребенка, то ему препятствий чинить не станут. И деньги вымогать не будут, но остальным-то как? Сегодня государство тратит на сироту 25 000 рублей в месяц. Надо 20 000 отдать каждому усыновителю, а на оставшиеся пять тысяч создать структуру, которая будет следить, чтобы в семьях не было злоупотреблений. И детские дома исчезли бы. Как требовать, чтобы усыновляли сирот, да еще пройдя все муки чиновничьего ада!
Да ни один народ не потерпел бы того, что с ним творят у нас. Вот взять хотя бы недавние массовые отмены авиарейсов. У авиакомпании нет денег на керосин. Но керосин же в стране есть. Так приказало бы правительство залить и дать возможность людям улететь. А потом бы разбирались. Ведь дети в грязи неделю сидят, а им наплевать!

- Бабушка-пенсионерка, которая в электричке возмущается: «10 миллиардов рублей правительство отдает на помощь очередному “Гондурасу”, а я 40 лет в больнице медсестрой отработала, а теперь должна в 7 утра вставать и ехать торговать на рынок в Балашиху, чтобы прокормить себя, стоять по 12 часов у прилавка». Справедливо ли такую бабушку обвинять в недостатке патриотизма?
- Нет, она же правду говорит. И чем больше будут так говорить, тем скорее чиновники станут платить нормальные пенсии.Глядишь, русский летчик будет получать такую же зарплату, как и французский. Ну почему, если билет стоит одинаково, русский летчик получает в 10 раз меньше?! И сталевары, и все остальные?!

- Можно ли воспитать патриота? Или это чувство рождается само собой?
- Оно рождается. Но, как каждое растение, нуждается в культивировании. Культивируют его с помощью религии. Без веры нет нравственности. Человек должен услышать о заповедях. И его надо научить исполнять их. А где это делать, как не в храме.

- Так наши чиновники в храмы ходят, особенно если там первые лица. Но разве чиновники стали патриотами?
- Если там первое лицо, то они идут к первому лицу. Есть чиновники, которые ходят в храмы каждое воскресенье. Но что значит — ходить в храм? В храмы и воробьи залетают, и мыши бывают, и даже кота я видел. Зайти в храм и даже помолиться еще не значит стать христианином. Это только начало. Человека надо учить. Учить любви к ближнему. Вот толстый, сутулый, дурно пахнущий, пьяный человек. Как его любить? Как самого себя. Бывает, что я сам себе противен, но я же не прошу Господа, чтобы мне утюг горячий с пятого этажа на голову упал… Себя же любишь.
Долог путь покаяния и понимания человека, что роль его в этом мире служебная. Учить надо. В Церкви. И в семье, конечно. Патриотизм — это ведь такое же чувство любви, как любовь к папе, маме, младшей сестренке.-

Борис Клин