\"Социальные\" курильщики не привыкают к никотину

На модерации Отложенный Не все курильщики одинаково... курильщики. Есть среди них особый подвид, который вы наверняка узнаете с первого взгляда. Они любят шумные компании, веселые вечеринки, поездки на природу. Они всегда готовы откликнуться на призыв коллег по работе: "Пойдем, покурим?" Они покупают пачку сигарет и растягивают ее на несколько недель, а то и месяцев. О себе говорят: "Я не курю", "Курю только за компанию", "Вообще не курю, разве что на нервной почве". Они "социальные" курильщики, и таких гораздо больше, чем можно себе представить.

Настоящие курильщики – чаще всего максималисты. Их принцип: или ты куришь, или ты не куришь – третьего не дано. Тут, как в расхожем выражении, нельзя быть "немножко беременным", как нельзя быть "немножко курильщиком". Однако факты – крайне упрямая вещь: по статистике от 20 до 35% всех курящих не предаются вредной привычке ежедневно. Принимая во внимание, что большая часть этих людей действительно живет по принципам экономии, около 30% оставшихся прямиком попадают в группу "социальных" курильщиков.

До сих пор не существует четкого определения для описания этого типа курильщиков. Впрочем, узнать их легко. "Социальные" курильщики никогда не курят в одиночестве – только за компанию, курят редко, чаще всего совмещая сигарету и выпивку. В большинстве случаев "социальные" курильщики сами себя курильщиками не считают и зависимость от никотина отрицают. Многие из них впервые затянулись сигаретой в старших классах школы или в институте "за компанию", и изредка покуривают, встречаясь с друзьями-курильщиками.

"Социальное" курение чаще всего сравнивают с "социальным" алкоголизмом: в отличие от "настоящих" алкоголиков, "социальные" набираются только по выходным или праздникам, а в течение недели не испытывают никакой потребности выпить. Даже если "социальных" алкоголиков (или курильщиков) иногда и заносит, их поведение все же в корне отличается от поведения "настоящих" алкоголиков или никотинозависимых.

Пока весь мир борется с табакокурением, "социальное" курение потихоньку становится новомодным трендом современности. По данным исследований, проведенных по заказу правительства США, в то время как общее количество курильщиков начало постепенно снижаться, количество "социальных" курильщиков, затягивающихся сигаретой время от времени, выросло на 40% . Большинство из них – молодые люди, вчерашние выпускники школ и институтов. Причины такой популярности "социального" курения еще до конца не прояснились. Некоторые исследователи склонны считать, что многие "настоящие" курильщики просто переместились в категорию "социальных" в связи с мощной антиникотиновой кампанией в прессе и появлением многочисленных запретов на курение в общественных местах. Еще одна популярная теория: "социальные" курильщики похожи на пингвинов на Северном полюсе – их попросту не существует! Те, кто называет себя "социальными" курильщиками, на самом деле являются "настоящими" курильщиками с низким уровнем аддикции и нежеланием признать себя никотинозависимым.

Приверженцы этой теории рассуждают примерно как в старом анекдоте про то, что все водители делятся на две категории: тех, кто уже попадал в аварию и тех, кому это только предстоит. Впрочем, в этой теории может быть и разумное зерно: недавно проведенный опрос среди студентов одного института показал, что 60% испытуемых, не желающих назвать себя курильщиками, определили себя в категорию "социальных" курильщиков, при этом в дальнейшем выяснилось, что как минимум 10% этих самых "социальных" курильщиков курят каждый день.

Впрочем, это еще не доказывает верность "теории отрицания" аддикции. Мы просто привыкли записывать всех без разбору курильщиков в категорию никотинозависимых, так как никотин по праву считается одним из самых сильных наркотиков. Однако, согласно данным проведенного недавно исследования, из 40 млн курильщиков старше 18 лет только 60% могут считаться никотинозависимыми. Оставшиеся 40% включают в себя не только "социальных" курильщиков, но и так называемых "живчиков" (профессиональный сленг врачей при описании наркоманов, не испытывающих физической зависимости от героина). Эта группа курильщиков остается своего рода медицинской загадкой: они могут дымить как паровоз, скуривая по пачке в день, но при этом не испытывать никакой зависимости от никотина. "Прокурив" лет 10 своей жизни, они могут спокойно выбросить пачку сигарет в мусорное ведро и не испытать никаких "ломок", которые испытывает каждый бросающий курить. Врачи пока не пришли к единому выводу о природе "живчиков": возможно, их "независимость" имеет какое-то отношение к присутствию в организме некоего гормона, препятствующего образованию стойкой зависимости от наркотика.

Разумеется, далеко не все "социальные" курильщики являются "живчиками" и обладают иммунитетом к никотину, но сходство между этими двумя группами курильщиков все же присутствует. Многие из "социальных" курильщиков отмечают, насколько их манера курения отличается от курения друзей или знакомых. В то время как "настоящие" курильщики погружаются в пучину зависимости и курят все больше и больше, их "социальные коллеги" не испытывают никакой потребности в увеличении количества выкуренных сигарет.

Перейдем к самому важному вопросу: являются ли "социальные" курильщики никотинозависимыми? Ответ на этот вопрос не так прост, как может показаться с первого взгляда. Скорее всего, именно никотиновой зависимости у "социального" курильщика не существует. Однако это не означает, что "социальный" курильщик не испытывает зависимости от самого процесса курения: процесса, ритуала, вкуса дыма. Для них никотин – это все еще некий стимулятор, а не способ отсрочить неприятные ощущения, каковым он является для заядлого курильщика. Однако отсутствие прямой зависимости от никотина не означает, что в конечном итоге "социальный" курильщик не перейдет в категорию "настоящих".