Как и зачем Старый Арбат освобождают от матрёшек и художников

На модерации Отложенный

Арбат радикально перелопатят. Причём в самом буквальном смысле: в ближайшее время улицу замостят новой брусчаткой. Дальше в планах – обновление общего облика, в результате которого улица должна постареть как минимум на 120 лет – идея подразумевает возвращение к облику полуторавековой давности. Дата окончательной реализации смелого замысла пока под вопросом, но первые шаги на этом пути уже сделаны: в обновляемый экстерьер категорически не вписались торговцы матрёшками и прочим сувенирным скарбом.

На очереди – выселение художников. К началу прошлой недели на Арбате должна была быть прекращена вся розничная торговля сувенирами. Кроме продавцов потесниться должны были и художники. В цифрах это выглядит следующим образом: уже ликвидирована 21 точка по продаже сувениров, следующий пункт – примерно 30 художников-портретистов и 14 объектов ассоциации «Арбатские художники». Милость решили проявить только к торговцам книгами. По мнению чиновников, именно так можно создать иллюзию старого города.

Сейчас улица похожа на стройплощадку, туристы лавируют между заградительными сетками, расположенными вроде для удобства в шахматном порядке, а между туристами с булыжниками в охапку то и дело снуют рабочие. Замена брусчатки, как обещают чиновники, только начало масштабной реконструкции. Измениться должно многое, но, обновив Арбат, власти всё же хотят его состарить, то есть воссоздать улицу старой Москвы рубежа XIX–XX веков как по внешнему виду, так и по духу. Фасады домов обновят и подкрасят, заменят освещение. Арбат должны будут украсить ретрофонари, очень напоминающие газовые XIX века. Вместо сувенирных лотков поставят клумбы с цветами, а может, даже высадят деревья.

Кроме того, вероятно, здесь появятся и новые обитатели – скульптурные группы, изображающие представителей разных сословий и разных времён. С бронзовыми человечками до конца пока не определились, говорят, ещё не ясно, впишутся ли они в стилистику обновлённого Старого Арбата. По словам префекта Центрального административного округа Сергея Байдакова, реконструкция предполагает практически восстановление пешеходной зоны в стиле старой Москвы, в рамках изменения пешеходной зоны планируется озеленение, организация нескольких рекреационных зон и именно цивилизованной продажи сувенирной продукции (не китча, которым заполнен Арбат сейчас), приведение в порядок фасадов и размещение под пешеходной частью коммуникаций, которые обеспечат подогрев. Кстати, «тёплый пол» предложил сделать мэр, чтобы зимой прохожие не скользили. С экстерьером всё более или менее понятно.

Что касается духа, то на его модификации настаивает один из старейших жителей этой улицы – краевед, академик Сигурд Шмидт. «Я помню годы, когда на Арбате широко торговали книгами, и хочу, чтобы о культуре Москвы судили по родному Арбату», – сказал он на одной из пресс-конференций. В правительстве города идею подхватили. Поддержал идею академика сделать Арбат «книжной» улицей и сам мэр. Юрий Михайлович, как он сам выразился, только «за», чтобы очистить историческую улицу от вульгарной торговли матрёшками. «Хочется, чтобы на Арбате было множество книжных магазинов, притом не дорогих, а доступных для людей. Пусть это будет улица «книжных завалов», – делится своими мыслями Сигурд Шмидт. Мне бы очень хотелось, чтобы на Арбат был переведён Литературный музей, для которого здесь есть подходящее здание. Тогда гости, приехавшие в столицу, проникнутся этим духом и поймут, почему Арбат так дорог москвичам».

Всю арбатскую братию можно разделить на две совсем не равные в правах группы. Первая – это те, кто на торговлю получал разрешение в местной администрации, честно платит налоги и, в общем, являет собой очень малый бизнес. Вторая группа почти бесправна, их прогнать можно даже не предупредив и не спросив. Это многочисленные художники и музыканты, которые на Арбате находятся полулегально. Тем не менее, когда дошло до выселения, ситуация сложилась не в пользу первых. Власти строго соблюли все формальности, предложив им взамен утраченных аналогичные пространства вне Арбата. Согласились или нет – вопрос понятный, в итоге улицу от матрешёк таки очистили.

А вот с художественно-певческой частью сообщества пока, видимо, решили повременить. Во всяком случае никаких «зачисток» на момент написания этого материала проведено не было. Отдельный разговор – арбатская мостовая. Надо вам знать, что разговоры о её подогреве начались лет шесть-семь назад. В принципе не от хорошей жизни. Дело в том, что изначально, во времена глубокого застоя, реконструированный Арбат замостили прекрасной, можно даже сказать, роскошной брусчаткой.

Ради неё Советский Союз даже закупил за инвалюту спецтехнику, способную бережно, специальными щёточками, осуществлять уборку городского пространства. Потом техника постепенно вышла из строя, а ей на смену пришли более дешёвые гастарбайтеры, вооружённые преимущественно ломами, реже – лопатами. Плитка сопротивлялась недолго – к началу нынешнего века улица постепенно покрывалась рытвинами и колдобинами. Тогда-то впервые и заговорили о её замене, причём, чтобы по возможности избежать траты бюджетных денег, власти согласились на смелый эксперимент: начали буквально распродавать мостовую по кирпичику. Проект назывался «Наши имена».

По идее, то есть в идеале, в течение нескольких лет планировалось заменить значительную часть обычных плиток на личные – с пожеланиями счастья, здоровья, приветами родным и поздравлениями молодожёнам. Причём за несколько сотен долларов обладателем такой недвижимости мог стать каждый желающий. Фирма гарантировала изготовление и сохранность «сувенира», клиент платил – все были довольны. Но, во-первых, дело пошло довольно вяло – «именная» брусчатка заняла крайне незначительную часть улицы и не смогла составить конкуренцию обычной. Во-вторых, в концепцию Старого Арбата она категорически не вписалась и теперь подлежит ликвидации вслед за торговыми точками.

«Наша Версия» попыталась связаться с «Нашими именами» – в офисе компании никто не ответил. По всей видимости, никакой компенсации для обладателей «именных» плит не предусмотрено и они будут утеряны безвозвратно. Также вряд ли стоит рассчитывать на то, что из места торговли относительно дешёвыми сувенирами Арбат превратится в общедоступную книжную лавку. Во всяком случае, если исходить из рыночных реалий, этого точно не будет. Дело в том, что стоимость аренды торговых площадей в арбатских домиках достигает астрономических величин. Например, нам запросто предложили снять 87 квадратных метров за 1 млн. рублей в месяц. Какова должна быть цена книг, чтобы оправдать аренду, можно только догадываться. Хотя предположения строить можно: те же матрёшки на ликвидированных лотках начинались с 300 рублей, а в соседних стационарных магазинах как минимум с 1000.

Справка

Любимейшая улица москвичей и многочисленных туристов возникла в XIV–XV веках, а название её, по предположению историков, произошло от арабского слова «рабад», что означает «пригород», «предместье». Изначально здесь селились ремесленники и купцы, но со второй половины XVIII века Арбат стал чуть ли не самой аристократической улицей Москвы. В разное время здесь жили многие великие люди нашей страны. В одном из домов на Арбате снимал скромную для тех времён пятикомнатную квартирку Пушкин. Здесь провел всё детство Булат Окуджава, жил Андрей Белый, полярник Папанин, в красивых особняках Арбата останавливались Александр Блок, Пётр Чайковский, философ Владимир Соловьёв и многие другие. Кстати, реконструкцию Арбат переживает не первый раз. Так, улица существенно изменила свой облик после пожара 1812 года. Новая застройка представляла собой небольшие одно- и двухэтажные особняки с бельэтажем и мезонином, окружённые небольшими садами и дворами без служб. Во второй половине XIX, а также в начале XX века многие здания Арбата были перестроены новыми владельцами. В 20–30-х годах XX века образ улицы изменился в духе эстетики конструктивизма. Силуэт Арбата был сглажен, многие дома надстроены и подведены под единый карниз, некоторые строения были разобраны.

КСТАТИ

За шумихой вокруг Старого Арбата многие уже и забыли, что переделка коснётся и Нового Арбата. Соответствующее распоряжение о разработке проекта реконструкции мэр Москвы Юрий Лужков подписал два года назад. К концу этого года проект должен быть разработан. Задумка же весьма смелая – спрятать оживлённую трассу в тоннель длиной более километра. Основной тоннель начнётся у Арбатской площади и выйдет на поверхность у Калининского моста. Предполагается, что после переноса дороги под землю она будет иметь по три полосы в каждом направлении, а также одну резервную – для движения спецтранспорта. Всего тоннелей будет три – по одному будет идти основной транспортный поток, а по двум другим можно будет проехать в подземные паркинги, которые, кстати, по некоторым данным, смогут вместить около 2 тыс. автомобилей. В свою очередь, нынешняя проезжая часть станет пешеходным бульваром, где появятся застеклённый торговый пассаж, смотровые площадки и фонтаны.

Татьяна Акимова