Россия не доросла до виртуальных офисов?

На модерации Отложенный

В Москве сегодня состоялась российская премьера «виртуального офиса» Cisco (CVO) - решения, упрощающего удаленную работу в корпоративных компьютерных и телефонных сетях. В самой Cisco спрос на CVO в России пока не берутся прогнозировать. Аналитики же считают, что решение пригодится, скорее, для взаимодействия с региональными офисами, чем для работающих из дома сотрудников, которых пока в стране не так много.

Российский запуск Cisco Virtual Office состоялся на несколько часов раньше мировой премьеры. В виртуальной переговорной московского офиса Cisco его провели представители штаб-квартиры из Сан-Хосе. Сама технология разрабатывается в компании на протяжении 6 лет, и в следующие несколько месяцев будут представлены дальнейшие ее усовершенствования.

CVO включает в себя технологии маршрутизации, коммутации, безопасности, беспроводной связи, IP-телефонии, управления политиками. Это офисное решение управляется из центральной точки, обеспечивая передачу видео, голоса и данных, а также доставку беспроводных услуг с высоким уровнем безопасности. К тому же CVO не нужно дополнительно настраивать на удаленной площадке - это происходит автоматически при подключении оборудования. По словам Роберта Берлина (Robert Berlin), директора подразделения Cisco Security Technology Group, при работе с CVO на удаленной площадке можно использовать оборудование любых вендоров, но, конечно, в Cisco считают оптимальным именно свое. Стоимость Cisco Virtual Office составляет $700 за рабочее место.

Пилотные внедрения CVO уже провели некоторые западные компании - например, датские энергетики DONG Energy (3,2 тыс. пользователей Cisco Virtual Office), а также инвесторы American Century Investments (110 пользователей). Самым крупным пользователем CVO остается сама Cisco (12 тыс. удаленных сотрудников сейчас и, по прогнозам, 30 тыс. к 2010 г.). На сегодняшний день эта компания использует самое большое в мире количество удаленных служащих. 24% всей работы ее сотрудники делают только из дома, и 85% из них работают дома хотя бы раз в неделю. При этом в среднем в день благодаря удаленной работе каждый сотрудник компании экономит 2,75 часа рабочего времени, которое обычно тратится на дорогу.

Что же касается примеров использования CVO в России, то, по словам представителей Cisco, такой информацией в компании не владеют. Отвечая на вопрос корреспондента CNews, Роберт Берлин отметил, что уровень спроса на это решение в России в компании пока не прогнозировали. Однако Россию в Cisco рассматривают в качестве одного из ключевых для себя регионов (наравне с Бразилией и Мексикой), поэтому и стали делать здесь официальное объявление нового решения для мобильных и домашних офисов.

Аналитики же утверждают, что сейчас в нашей стране практика удаленной работы развита достаточно слабо. Так, по данным «Финама», на удаленный персонал приходится менее 1% от общего штата компаний. С учетом привлечения на какие-то проекты аутсорсеров, этот показатель можно увеличить до 3%, то есть цифры все равно остаются очень небольшими. «Маловероятно, что в ближайшие годы они принципиально изменятся, - считает Татьяна Менькова, аналитик ИК «Финам».

- Основной фактор – недоверие к дистанционным работникам, которые рассматриваются как менее эффективные и вовлеченные в дела компании. Другое дело, что решения, подходящие для дистанционной работы, можно использовать при работе с региональными офисами. С учетом того, что региональная экспансия – это основной тренд развития многих компаний, предложение Cisco может быть востребованным».

Виталий Солонин, телеком-аналитик CNews Analytics, в свою очередь, отмечает, что хоть взрывного роста на решения для удаленной работы в России пока не наблюдается, с каждым годом они становятся все более востребованными. Так, по результатам опроса SuperJob.ru, доля заинтересованных в фиксированном и свободном графиках работы примерно одинакова: 40% и 39% соответственно (10% респондентов выбрали скользящий график, а 8% - посменную работу). При этом удаленный работник очень редко состоит в штате компании и работает там официально; есть также ограничения по спектру возможных сфер деятельности. «Распространению такой практики мешает все еще сохраняющийся консерватизм многих работодателей, особенно в регионах, - объясняет Солонин. – Они предпочитают видеть своих сотрудников на рабочих местах в офисе, боятся утечки конфиденциальной информации и прочих факторов».

Кроме того, по словам аналитиков, создается впечатление, что в России мало кого заботит экология. Если на Западе удаленная работа часто рассматривается в контексте уменьшения загрязнения окружающей со стороны автотранспорта, то в нашей стране об этом почему-то вспоминают в последнюю очередь. А вот Cisco, обосновывая эффективность использования CVO, приводит, в частности, цифры по сокращению количества выбросов CO2 в атмосферу. К преимуществам удаленной работы на Западе традиционно относят также такой непривычный для России фактор, как счастье самих сотрудников, которые могут больше времени проводить с семьей, оптимально распределяя свое рабочее время и отдых и не тратя бензин и усилия на дорогу в офис.

Тем не менее, по мнению Виталия Солонина, удаленная работа при всех ее преимуществах для самого работника имеет и недостатки – ограниченный карьерный рост, оторванность от коллектива, отсутствие четких границ между работой и отдыхом и так далее. Поэтому оптимален некий симбиоз между удаленной и офисной работой, когда прелести удаленной работы (гибкий график, отсутствие необходимости терять время и силы в пробках и «давиться» в общественном транспорте) сочетаются с продуктивной работой в офисе. Изменения происходят как в технологической плоскости, так и в психологической. В первом случае, например, растет проникновение широкополосного доступа в интернет, развиваются видеотехнологии, позволяющие видеть «живого» работника. С точки зрения психологии, работодатели постепенно приходят к пониманию того, что удаленная работа может быть весьма эффективной.

Надя Генина