Исполнительная власть окончательно забыла про Конституцию?

На модерации Отложенный На территории Абхазии и Южной Осетии будет находиться контингент российских военнослужащих в количестве 3,8 тыс. человек в каждой республике, сообщил министр обороны РФ Анатолий Сердюков на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым в Москве. Глава военного ведомства уточнил, что с руководством обеих республик уже достигнута соответствующая договоренность, «определены структура войск и места дислокации». Сердюков добавил, что в Южной Осетии это будут Джава и Цхинвал, а в Абхазии военнослужащие «пока разместятся на местах, где были российские миротворцы».

Российские войска останутся на территории Абхазии и Южной Осетии на основании двусторонних соглашений с этими республиками и не будут иметь статус миротворцев, заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

"С десятого октября в зонах безопасности вокруг Абхазии и Южной Осетии российских миротворцев на грузинской территории не будет. Те, кто там находятся на основании прямых двусторонних договоренностей между Россией, Южной Осетией и Абхазией на территории этих республик, - они не миротворцы. Они представляют контингенты, подразделения и части Вооруженных сил России на договорных началах, помогающих обеспечивать безопасность Южной Осетии и Абхазии", - сказал глава МИД РФ на брифинге во вторник.

От редакции: Руководство страны окончательно решило понизить значение вопросов войны и мира до ведомственного уровня. Статья 102 Конституции РФ гласит, что "К ведению Совета Федерации относятся: (...) г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации". Про этот пункт Конституции просто позабыли во время ввода частей 58-й армии на территорию Грузии, а потом, когда слишком уж большое число "неблагонадежных" граждан заметили это упущение, решили, видимо, не идти на уступки общественному мнению, а окончательно отменить явочным порядком эту конституционную норму.

И вот уже министр обороны докладывает президенту страны, сколько войск и куда он, министр, решил ввести на территорию иностранных государств - Абхазии и Южной Осетии. А президент с юридическим образованием с интересом слушает.

Кончится все тем, что в следующий раз о таком пустяке, как ввод российских войск куда-нибудь президенту и вовсе докладывать не станут. Какой-нибудь полковник введет - и доложит по команде. Мол, взяли Берлин, куда сдавать по описи.

Собственно, так и вышло в Поти, когда президент Медведев 26 августа с металлом в голосе объявил каналу Russia Today, что на территории Грузии вне зоны ответственности миротворцев нет российских войск, а генерал Ноговицын тем же днем расписывал, как наши десантники окапываются в Поти и арестовывают грузинских полицейских.
Не доложили верховному главнокомандующему, бывает.

Правовые и гражданские последствия явочной замены Конституции РФ на ведомственные циркуляры оценки не поддаются. Есть только исторические аналогии. Кто-то распорядился срелять по рабочим 9 января 1905 года, кто-то на свой страх и риск развязал Гражданскую войну, кто-то расстрелял семью гражданина Романова. Кто-то отдал приказ штурмовать Дом Советов в октябре 1993-го...

"Мы дики, нет у нас законов..." писал Пушкин, правда, имея в виду цыган в Бессарабии, а никак не обитателей Константиновского дворца в Петербурге.

Евгений Ихлов, например, именно на основании правовой неряшливости и правового же нигилизма Кремля вполне обоснованно поставил под сомнение и указы Медведева о признании суверенитетов Абхазии и Южной Осетии. Он пишет:

"Дмитрий Медведев в тот же роковой день 26 августа не только констатировал, что весь грузинский этнос является единым субъектом, не выносящим мирного существования с абхазами и осетинам, но и бесцеремонно нарушил Конституцию РФ.

Осознание собственного политического величия заставило его взять на себя миссию признания независимости Абхазии и Южной Осетии, не доверяя сего исторического шага парламенту. Медведев оформил это указами. На языке юристов это звучит так: «Глава государства подзаконным актом отменил международно-договорные обязательства РФ, которые по действующей Конституции (части 4 статьи 15) обладают приоритетом по сравнению с внутренним законодательством».

Таким образом, указы президента Медведева незаконны с момента издания. Если бы наш "гарант" действовал строго по закону, то вопрос должен был быть решен Госдумой. Ей полагалось сперва денонсировать (или хотя бы приостановить действие) и российско-грузинский договор 1994 года, и все другие соглашения и конвенции, признающие и гарантирующие территориальную целостность соседней страны".

Заметим, оппозиция сегодня даже не ставит под сомнение самой целесообразности "Пятидневной войны" и признания республик. Это вопрос отдельный, и здесь нет никакого единомыслия. Но вот, налицо очевидные "ляпы" государственной власти, которые ставят под сомнение все, что сделано армией, за что погибли люди...

И эта практика продолжается. И за нее расплачиваться будет не Кремль, а вся Россия, включая сюда неродившихся еще младенцев.

Анатолий Баранов