В прокат выходит фильм Алексея Учителя \"Пленный\"
На модерации
Отложенный
11 сентября в российский прокат выходит новый фильм Алексея Учителя «Пленный». Картина была показана на фестивале «Кинотавр», нашумела на фестивале в Карловых Варах. И в преддверии релиза вызвала нездоровый интерес в России — ее называли чуть ли не «русской «Горбатой горой», памятуя о содержании рассказа Владимира Маканина, по которому фильм и был поставлен. С таким же успехом можно было бы заподозрить, к примеру, в пропаганде педофилии отечественную детскую киноклассику «Приключения Электроника». На самом деле никакой «Горбатой горой» тут и не пахнет. У «Пленного» — другие достоинства.
Чечня. Два российских солдата — Рубахин (Вячеслав Крикунов) и Вовка-стрелок (Петр Логачев) — должны взять «языка», чтобы тот провел их горными тропами к заблокированной на горной дороге автоколонне. Это единственный способ добраться до застрявших в горах товарищей. Они берут «языка» во время зачистки, которую в одной из местных деревень проводят регулярно дислоцирующиеся тут подразделения Российской армии, и отправляются в путь. Попутно они подумывают, не обменять ли этого пленного Джамала (Ираклий Мцхалая) на еще одного их товарища, попавшего в плен к чеченцам, но обмена не получается, и они продолжают двигаться к колонне. В дороге между одним из русских и чеченцем рождается некая близость — не та, в которой «обвиняли» фильм до премьеры, а обычный человеческий интерес. Они оба оказались способны абстрагироваться от «геополитических обстоятельств» и увидеть друг в друге просто ровесников. Их путь почти закончен, но внезапно они наталкиваются на группу боевиков и вынуждены прятаться в кустах. И только-только зарождавшаяся дружба была немедленно разрушена.
Финал этой истории такой же, как и у Маканина. Почти такой же.
Конечно, Учитель имел в виду мощный антивоенный посыл, как он сам неоднократно говорил, желание показать, что и на войне человек способен сохранять в себе нечто хорошее и не превращаться в зверя, стремление заставить отправляющихся в армию молодых ребят, выполняя долг перед родиной, все же думать, прежде чем жать на курок. Главное достоинство фильма — красота. Вообще-то все фильмы этого режиссера красивы. Но если «Мания Жизели» и «Дневник его жены» красивы как-то по-декадентски, то тут красота другая. В «Пленном» красив не только грузинский мальчик, сыгравший чеченца (что, собственно, и было причиной всяческих подозрений в адрес режиссерской задумки), но все люди, появляющиеся в кадре. Русские солдаты, чеченские боевики, русские женщины, чеченские дети. Пожалуй, эпизод, в котором дети смеются над взятым в плен русским солдатом, мог бы быть уродлив. Но в кадре почти нет его лица, которое, очевидно, должно оказаться грязным и избитым. Актер Андрей Феськов показывается зрителю спиной.
Нынешнее отечественное кино, конечно же, думает о красоте. Но либо зрителю буквально тычут в нос глуповатой кукольностью, пухлыми губами и идеальным трицепсом, оставляя ощущение неестественности. Либо это красота какая-то кривоватая, талантливая, но с дефектом. «Пленный» — это как раз довольно редкий случай визуальной нормальности. Может, еще и потому, что актеры в фильме, что называется, «незамыленные лица», а сам исполнитель роли чеченца Джамала — вообще недавний школьник из Кутаиси. И именно их обычная человеческая красота здорово усиливает тот самый режиссерский посыл. Очень уж похоже на реальную жизнь.
Марина Латышева
Комментарии