Для Путина политика превыше экономики?

На модерации Отложенный

Могут ли Соединенные Штаты Америки и Запад наказать Владимира Путина за его войну с Грузией так, что это привлечет его внимание? Ответ на этот вопрос, видимо, отрицательный.

Путин и его ученик Дмитрий Медведев руководят 'мягкой' диктатурой, основанной на высоком рейтинге популярности. Иосиф Сталин руководил 'жесткой' диктатурой, в рамках которой он навязывал свою политику, такую как коллективизация, зачастую сопротивлявшемуся населению. Путин в основном добился того, что нужно россиянам: своевременной выплаты зарплат и пенсий и возрождения российской национальной гордости.

Война Путина против Грузии наверняка усилит его популярность. Подобострастная пресса объяснит, почему во всем виновата Грузия, а российское население купится на эту историю. Опросы общественного мнения показывают, что российский народ, как и сам Путин, считает распад Советского Союза ошибкой. Помощь Грузии со стороны США и НАТО будет расценена здесь как зловещая попытка окружить отважную Россию. Исключение ее из 'большой восьмерки' будет расценено точно так же. Мы сегодня знаем, что вторжение Советского Союза в Афганистан было основано на ложных разведывательных данных КГБ о том, что Соединенные Штаты планируют использовать эту страну в качестве плацдарма против советской Средней Азии. Может быть, то же самое будет сказано и о дружбе Америки с Грузией?

А как насчет экономических мер и санкций? Путин убедительно показал, что он готов принести экономические интересы в жертву политическим целям. Он, подобно В.И. Ленину и Сталину до него, считает 'командные высоты' экономики важным инструментом внутренней и внешней политики. 'Газпром' это ни что иное, как промышленное министерство в советском стиле, которое проводит в жизнь политику государства по запугиванию стран Западной и Восточной Европы, а также Украины, и поставляет довольным внутренним потребителям электричество по цене ниже себестоимости. То же самое можно сказать и о российской трубопроводной монополии 'Транснефть'.

Хотя проходящий через территорию Грузии трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан может увеличить российские экспортные доходы от продажи нефти, поскольку он способен снять часть нагрузки с ее перегруженных трубопроводов, такой шаг ослабит жесткую политическую хватку России на западных рынках. Путин, и глазом не моргнув, ликвидировал самую эффективную нефтяную компанию России ('ЮКОС'), передав ее активы малопроизводительным государственным нефтяным концернам.



Во времена Советского Союза экономические издержки такого самовольного государственного вмешательства можно было скрыть. В сегодняшнем мире международных рынков капитала это сделать невозможно. Несмотря на стремление государства превратить 'Газпром' в самую дорогостоящую в мире компанию, вторжение в Грузию может обойтись 'Газпрому' в сотню миллиардов долларов рыночной капитализации.

Несмотря на подарки Путина из резервов других компаний, которые исчисляются миллиардами баррелей, рыночная капитализация 'Газпрома' наполовину меньше, чем у ExxonMobil, хотя его доказанные запасы в 10 с лишним раз больше. Такую 'путинскую скидку' нельзя не заметить, но он готов платить эту цену.

Путин и Медведев хотят бурного расцвета российской экономики. Они хотят, чтобы самые заметные компании России пользовались авторитетом у зарубежных инвесторов. Эти люди также гордятся высокими показателями экономического роста страны. Но они готовы приносить экономические интересы в жертву политическим целям. Уязвимое место Путина - это рейтинг его популярности. Однако поскольку он контролирует средства массовой информации, для падения этого рейтинга понадобится ни больше, ни меньше, чем экономическая катастрофа. На сегодняшний момент ни Соединенные Штаты, ни Европа не в состоянии добиться такого результата.

Готовность приносить экономические интересы в жертву политическим целям уходит корнями в прошлое, когда в 1929 году между Сталиным и его соперником Николаем Бухариным шли острые дебаты. Когда Сталин начал силой изымать зерно у производителей, Бухарин заявил (вполне справедливо), что это разрушит сельскохозяйственное производство. Суть сталинского ответа была такова: 'Мне наплевать на продуктивность сельского хозяйства. Я хочу, чтобы сельское хозяйство находилось под моим контролем'. Похоже, что в этом плане Путин следует сталинским урокам. Для него политика превыше экономики.

Пол Грегори - научный сотрудник Гуверовского института при Стэнфордском университете, профессор экономики Университета Хьюстона. Он автор книги 'Ленинский мозг и прочие истории из секретных советских архивов' ("Lenin's Brain and Other Tales from the Secret Soviet Archives"). Скоро выйдет его новая книга 'Террор по квоте' ("Terror by Quota").