Рубль или руины?

На модерации Отложенный Неделя – это долгий срок для политики, но десятилетие – это совсем не долго для инвесторов. Российский финансовый кризис 1998 года, после которого один инвестор сказал, что "лучше глотать ядерные отходы", чем инвестировать в российские ценные бумаги, все еще жив в коллективном сознании рынка. Утечка из России миллиардов долларов, вынудившая Центробанк на прошлой неделе совершить интервенцию, чтобы поддержать рубль, бросает инвесторов в холодной пот. Месяц после начала вторжения России в Грузии – вот время для реальной проверки.

Решение России пойти на конфронтацию с Западом принесло ей большой урон. Индекс РТС понизился со своего майского максимума на 40%, до уровня июня 2006 года. Рубль ослаб на 4% по отношению к корзине евро/доллар по сравнению с ситуацией до конфликта в Грузии.

В более широком смысле конфликт привел к тому, что теперь, возможно, на протяжении долгих лет, инвесторы будут требовать более высоких надбавок за риск для российских проектов. Он поставил под сомнение либеральные устремления президента Дмитрия Медведева и его приверженность реформам, дружественным для инвесторов.

Это может привести к недостаточному росту, отставанию или искажению процесса экономической модернизации, так нужной России. Отношения с Западом могут и дальше ухудшаться, и существенным фактором поведения России станет исход американских президентских выборов в ноябре.

Но это не 1998 год. Затраты Центробанком 5 млрд долларов в четверг и в пятницу с целью прекращения падения рубля, даже плюс к предполагаемым затратам в первую неделю грузинского конфликта в размере 13 млрд долларов – еще не повод для паники. Российские инвалютные резервы, в размере 582 млрд долларов, стоят на третьем месте по величине в мире, и экономика продолжает рост.

Даже если ее рост замедлится в следующем году до 6,5%, ниже большинства прогнозов, все равно немногие страны миры смогут похвастаться таким ростом. Если у Кремля, помимо бряцания оружием, осталась хоть капля здравого смысла – хотя это и не само собой разумеется – он подумает дважды, прежде чем нанести еще больший вред тому самому экономическому выздоровлению, которое способствовало быстрому возвращению России на мировую арену.