В России 165 тысяч семей \"бомжей в погонах\"

На модерации Отложенный Открытое обращение военнослужащих и граждан, уволенных в запас к органам государственной, законодательной и исполнительной власти

Мы, военнослужащие, подлежащие увольнению, граждане, уволенные в запас (отставку) и члены семей погибших (умерших) военнослужащих, в очередной раз обращаемся к вам по наболевшему и весьма насущному для нас вопросу. Таким вопросом является обеспечение жильем указанных выше категорий граждан.

Проблема назрела, но уже долгое время «спускается на тормозах» органами государственной власти.

На наш взгляд в стране сложилась критическая ситуация, при которой определенные Конституцией и Федеральными Законами права на обеспечение жильем по избранному месту жительства не просто не реализуются, но даже не имеют шансов на реализацию. Причиной возникновения такой ситуации стал ряд факторов, объективность которых не только вызывает сомнения, а скорее наоборот.

Мы видим нежелание всех ветвей власти заниматься проблемами тех, кто по роду своей деятельности напрямую занимался обеспечением безопасности государства, укреплением обороноспособности страны, защитой правопорядка. Выполнение таких функций ограничивало наши права и свободы, определенные Конституцией России и Федеральным законодательством. Этими же нормативно-правовыми актами (далее НПА), был определен и перечень взятых на себя государством обязательств по предоставлению льгот и социальных гарантий всем, избравшим своим поприщем военную службу, как особый вид государственной службы. А одной из основных льгот мы считаем обеспечение жильем по избранному месту жительства при окончании службы.

При декларации нашего государства, как правового, на данный момент многократно нарушен принцип невозможности обратной силы закона. На сегодняшний день, например, отсутствует четко прописанный механизм обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, семей погибших (умерших) военнослужащих, по избранному ими месту жительства. Ведь ранее он присутствовал в законодательстве.

Проблемы, возникающие в связи с этим, военное руководство и судебные власти решают исключительно силовыми методами, далекими от принципов социальной справедливости. Военнослужащие искусственно разделены на категории по срокам заключения контракта. Тем, кто заключил контракт до 1 января 1998 года жилье, например, предоставляется только по социальному найму. Такое жилье не будет являться собственностью без проведения приватизации, окончание которой уже не за горами. При этом, если первый контракт заключен после 1 января 1998 года - жилье по окончании службы будет предоставляться в собственность (речь идет о уволенных или увольняемых по льготным основаниям).

Некоторые из действующих на сегодняшний день НПА, на наш взгляд, не соответствуют Конституции и федеральному законодательству. Это дает абсолютно разные трактовки одного и того же вопроса. Военнослужащие и военные пенсионеры, члены семей погибших (умерших) военнослужащих, нуждающихся получении жилья или улучшении жилищных условий, попадают в тупиковые ситуации. Выход из таких ситуаций даже в судебном и судебно-исполнительном порядке зачастую не представляется возможным.

Такими НПА, например, являются:

- Положение о порядке прохождения военной службы;

- Постановление правительства РФ № 1054 от 6.09 1998 г.;

- Приказ Министра Обороны РФ № 80 от 15.02.2000 г.; и так далее.

Сам Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» с учетом правовой нормы о ничтожности обратной силы закона в существующем варианте является не корректным. Причиной тому «зашоренность» законодательных органов, зависимость органов судебной власти от органов власти исполнительной, их общая коррумпированность.

Законодательные органы самоустранились от разработки военного законодательства и переложили его разработку на Министерство обороны. Суды больше заняты оправданием органов власти, а не восстановлением нарушенных прав граждан, носящих или носивших погоны. Зачастую судами принимаются решения, расцениваемые нами не иначе, как насмешки над гражданами, Конституцией и законами.

Так, рассматривая права граждан, закрепленные в Конституции Российской Федерации, мы видим, что гражданам России в соответствии со ст. 39 «…гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Как раз таким случаем, является социальная гарантия, прописанная в п.1 ст. 15 Федерального Закона «О статусе военнослужащих», - «Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации», а невыполнение данной гарантии напрямую противоречит ст. 40 Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

А чего стоит решение Конституционного суда от 1 ноября 2007 года № 721-О-О. Оно гласит, что военнослужащий, не обеспеченный на момент увольнения жильем, обязан проходить военную службу далее, до того момента, пока не будет им обеспечен. Это юридический нонсенс. Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» четко разграничены и определены случаи, в которых должно предоставляться служебное жилье и сроки его предоставления. Регламентированы действия командования при невозможности обеспечения жильем. О предоставлении жилья для постоянного проживания, законодатели вообще предпочли умолчать.

Ранее это было предусмотрено в Федеральном Законе «О статусе военнослужащих». Следующая норма – насмешка над теми, кто живет в удаленных военных городках «…военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях».

Таким образом, для нормального выполнения служебных обязанностей, предоставление жилых помещений на общих основаниях должно производиться в самих военных городках. Статус такого жилья, исходя из норм Жилищного Кодекса, должен рассматриваться как жилье по договору социального найма. Это переводит военнослужащего, в соответствии с нормами Жилищного Кодекса, в разряд обеспеченных жильем и соответственно позволяет производить их увольнение. При этом игнорируется высказанное желание пенсионера избрать местом жительства после увольнения другой регион .

Это идет в разрез со ст.ст. 23 и 27 Конституции и п. 14 ст. 15 и ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих». При возникновении обратной ситуации, когда местом жительства после увольнения избран именно этот удаленный военный городок, получение жилых помещений в собственность является неосуществимым (п.6 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих»). Потому как, весь жилой фонд таких городков, как правило, относится к категории служебного жилья. Но есть и те, кого устраивает уже полученное служебное жилье, находящееся в городах. В соответствии с законом они имеют право оставить это жилье за собой. Но и здесь, где, казалось бы, проблем быть не должно, они возникают.

Военнослужащих ожидают: скитания по кабинетам, постоянные отговорки и отказы по различным причинам, а иногда и прямое вымогательство. Однако, подавляющее большинство заканчивающих, или закончивших службу избирают после увольнения для постоянного проживания населенные пункты, отличные от последнего места службы. Это становится началом «хождения по мукам». Ни в одном НПА не определен не только порядок обеспечения, но и не установлены конкретные сроки такового.

Таким образом, можно бесконечно ждать и в результате не получить ничего. Подобное решение вопроса иначе, как правовым беспределом, назвать трудно.

Военные суды в этом противостоянии приняли сторону исполнительных органов власти, и не защищают, как того требует Конституция и Законодательство РФ права Гражданина.
Мало того, они создают своими решениями почву для еще более грубых нарушений прав граждан. В этих решениях, пользуясь правовой неразберихой, суды настолько вольно трактуют даже прямые нормы права, что ситуация переворачивается с ног на голову.

Так, например, чтобы только попасть в списки очередников на получение жилья, необходимо быть признанным нуждающимся в получении жилья или в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства. Сам порядок признания нигде не оговорен, кроме как в Постановлении Правительства РФ № 1054, от 6.09 1998 г., устаревшем и не соответствующем ни одному вновь принятому НПА.

Не решаются даже вопросы отселения из ЗАТО и закрытых военных городков, поскольку главы администраций данных образований исходя из личных убеждений навязывают гражданам места предоставления жилья, - «либо в ближайшем городе, либо вообще нигде». Законность такого обеспечения у местных «царьков» ( глав администраций) не вызывает сомнений, ответ один, - «буду покупать там, где дешевле и нечего тут ходить, вас таких много». С такой постановкой вопроса не отселенных военных пенсионеров и членов семей погибших военнослужащих становится все больше! А в отдельных ЗАТО просто откровенно занимаются обманом, заявляя, что средства из федерального бюджета выделяются на обеспечение жильем именно гражданского персонала, работающего на административных предприятиях.

Нам пытаются внушить, что обеспечение указанных в обращении категорий граждан производиться администрацией ЗАТО исключительно из жалости и не является обязанностью местных органов власти!

Заслуживает внимания вопрос о порядке получения уже распределенного жилья. В настоящее время он регламентирован приказом МО РФ №80 от 15.02.2000 г. Сам документ морально устарел, не соответствует, а местами противоречит действующему Жилищному Кодексу. При получении распределенного жилья приходиться сталкиваться с бюрократизмом в согласующих инстанциях. Их очень много, а полная несогласованность их действий просто поражает. Иногда требуется такое количество всевозможных справок и документов, что иначе как абсурдом это назвать трудно.

Сам процесс получения жилья, по вышеуказанным причинам, может тянуться до года и более. Тем самым действующий бюрократический аппарат Министерства обороны способствует развитию вымогательства и коррупции. Отдельно надо упомянуть нормы предоставления жилья. Каждый регион устанавливает их исходя из собственных возможностей.

Опять мы упираемся в вопрос социального неравенства. В двух разных регионах, две семьи с одинаковым количеством человек получают жилье с разницей в десятки квадратных метров. При этом чиновники Министерства Обороны заняли жесткую позицию «экономии». Зачастую, из-за превышения вышеуказанных норм, в получении распределенного жилья безальтернативно отказывается. По этой же причине в трудном положении оказались семьи с тремя детьми. Для них просто невозможно подобрать жилплощадь. Одной квартиры оказывается мало, а предоставлять две - считается расточительством! Возникает вопрос, что делать таким семьям? Рожать четвертого ребенка, чтобы вписаться в норму? Фиктивно регистрировать, какого-нибудь родственника? Давать взятку чиновнику? Таким же образом обстоят дела с предоставлением дополнительной жилой площади.

Предлагаемые жилищные сертификаты также не являются выходом из положения. Они не обеспечивают и половины стоимости квартир в регионах, на которые выдаются. Например, жилищный сертификат, оформленный на Московскую область, исчисляют из расчета 34380 рублей за квадратный метр, а реальная рыночная стоимость жилья составляет от 90000 рублей за тот же квадратный метр.

Нас упорно потчуют сказками о том, что Министерство обороны строит дома в Московской области и укладывается в сумму, заложенную в сертификате. Простите, Министерство обороны строит жилье на собственных землях, а, как известно более 70 процентов стоимости жилья – это как раз стоимость земли под застройку. В последнее время высвобождаемые земли просто продаются с молотка. Обещания, что вырученные деньги в полном объеме пойдут на покупку жилья для военнослужащих вызывают сомнения. Не проще ли на этих землях строить для самих силовых Министерств?

Земли продают в федеральных центрах, то есть там, где многие из нас желали бы получить жилье. Все программы Правительства РФ по обеспечению жильем военнослужащих пока работают на тех, кто в настоящий момент проходит службу, для остальных (увольняющихся и уволенных) нет средств.

По нормам права, как Российского, так и международного, отсутствие средств не является основанием для невыполнения обязательств. Программа по строительству служебного жилья сама по себе анекдотична и парадоксальна. Строить при частях можно, только проблемы это не решит. Буквально через несколько лет все построенное жилье будет занято уволенными. Что дальше? Опять строить служебное жилье? Напоминает сизифов труд.

Следующей проблемой, уже вскользь затронутой выше и достойной пера Ильфа и Петрова, становятся судебные решения, не усматривающие в увольнении военнослужащих, не обеспеченных жильем, ничего незаконного. Это уже верх цинизма. Вот так, один генерал юстиции, который, надо думать, уже реализовал свое право на получение жилья, росчерком пера в решении Верховного суда № ВКПИ 07-30, лишил такого права всех людей в погонах. Это, по вашему правосудие? Мы не крепостные!

Это лишь малая толика проблем, решение которых не терпит отлагательства, поскольку является причиной социальной напряженности в обществе. Наше ожидание закона, который бы все поставил на свои места и, разрешил бы наши проблемы, длится уже десятый год. Что нам надо сделать, чтобы быть услышанными? Так ли мала армия «бомжей в погонах, уволенных или увольняющихся по предельному возрасту пребывания на военной службе, по болезни, организационно-штатными мероприятиями?

Официальные цифры только Министерства обороны - 165 тысяч семей. А неофициальные?

Если посчитать не количество семей, а количество человек в этих семьях? Думается, что истинные цифры сопоставимы примерно с десятью процентами населения России! Что творится в стране?

Мы спрашиваем ВАС, тех, кому мы высказали доверие и обличили властью, пусть даже и не напрямую! До каких пор ВЫ будете делить эту самую власть, а не заниматься делом?

Авгиевы конюшни, в которые превратился вопрос с жильем для военнослужащих и уволенных с военной службы, надо чистить! Одной передвижкой навоза из угла в угол проблемы не решить! Всему на свете есть пределы, есть предел и нашему терпению. Мы стучимся во все двери, вместе и поодиночке. Из всех учреждений, в которые мы обращаемся, ответ один, - «ваше заявление рассмотрено по существу и в соответствии с «Законом об обращении граждан» передано на рассмотрение ... зачастую тому, на кого жалуемся. Опять круг замыкается!

Возникает вопрос: «Куда обращаться дальше?» К мировому сообществу? Весь срок нашей службы мы учились любить свою Родину и уважительно относиться к своему государству. Только эти обстоятельства и морально-этические принципы не позволяют большинству из нас выносить сор из избы, но терпение на пределе. Органы государственной власти должны были это уже давно прочувствовать!

Количество обращений в Европейский суд по правам человека растет с каждым годом! Когда наше государство начнет думать о тех, кто его защищал? Ведь, глядя на отношение к старшим товарищам, молодежь укрепляется в мысли, что все останется без перемен. Таким образом, может случиться, что защищать Россию профессионально станет просто некому. Да, будут конкурсы в военные институты, но после пяти лет люди начнут просто уходить. Реально уже сейчас опыт передавать стало некому. Такими темпами через некоторое время страна получит армию только из молодых офицеров без знаний и навыков. Это ВАС не пугает?

Выводы из всего выше сказанного, напрашиваются следующие:

- законодательство в области обеспечения военнослужащих жильем из-за многочисленных правок запутанно, противоречиво и практически невыполнимо;

- проводимые жилищные программы, носят больше популистский характер и реально проблемы не решают;

- требуется решение вопроса в целом, путем издания отдельного законодательного акта и принятия мер по жилищному обеспечению военнослужащих при прохождении службы и увольнении.