Политический кризис на Украине – это только первая ласточка?
На модерации
Отложенный
На Украине начался мощный политический кризис. Мы не будем злорадствовать по этому поводу – и потому, что это контрпродуктивно, и потому, что радоваться неприятностям других - вообще неправильно. Не говоря уже о том, что у нас есть свои бревна в глазу, и, не обнародовав их у соседа (и родственника), мы тем самым имеем моральное право требовать от него того же. Но вот об объективных (субъективные все уже разобрали по косточкам) причинах кризиса поговорить стоит.
Связаны они с тем, что развитие технологий в рамках научно-технического прогресса в том его виде, который сформировался в конце XVIII – начале XIX веков, требует постоянного расширения рынков сбыта. Грубо говоря, каждый виток НТП требует денег больше, чем предыдущий, и его необходимо окупить, для чего необходимо продать его продукты большему количеству потребителей. Как следствие, каждая крупная держава с конца XIX века начала формировать так называемую «сферу влияния», то есть ту часть мира, которая была ориентирована именно на ее продукцию, чьи рынки контролировались именно ее торговой и финансовой инфраструктурой. Собственно, до конца ХХ века это и называлось «сферой влияния», хотя войны уже назывались более адекватно: «войны за передел рынков», и лишь в самом конце века, когда из двух технологических империй осталась только одна, это явление стыдливо назвали «глобализацией». Напрочь забыв, что еще совсем недавно «глобализаций» было две.
Но развитие этого (абсолютно объективного, отметим) процесса привело к тому, что по-настоящему независимых государств в мире не осталось. Поскольку рынки контролирует сегодня только одна страна (посредством контроля за эмиссионным центром современной единой мерой стоимости – американским долларом), то все остальные, в той или иной мере, могут получить только то, что им позволят. Но и эта страна - США - тоже стала заложником – заложником рынков, поскольку даже минимальное падение общего спроса ведет к острому кризису. Как, например, текущий. Но вернемся чуть-чуть назад. Поскольку главным элементом развития НТП является спрос, то возникает вопрос: как его получить? Можно – за счет численности, но с ущербом для качества, можно – за счет качества, но с ущербом для численности. В первом случае уровень жизни населения достаточно выровнен, но особого «эксклюзива» и товарного разнообразия не наблюдается; во втором - есть очень богатая прослойка, которая обеспечивает спрос на эксклюзив и разного рода «особые» товары и услуги.
До 90-х годов ХХ века существовали оба варианта (система социализма и система капитализма), которые активно конкурировали на идеологическом поле. Первая кричали о том, что разрыв между бедными и богатыми – это плохо; вторые – о том, что самое главное в мире зло - недостаточно реализованный потребительский спрос. Выиграл капитализм (хотя в процессе были варианты); многие поняли, что социализм (конкретно для них) был лучше, но альтернативы уже не существует.
Проблема - в другом. Поскольку богатые в рамках капитализма сосредоточены в его «старых» странах, то средний уровень жизни в странах-«неофитах», в которых был социализм, неминуемо и ощутимо падает.
Конкретно для России и еще нескольких стран-нефтедобытчиков это частично компенсируется ростом цен на нефть, но проблема все равно имеет место, во всяком случае, в среднесрочной перспективе. Расчеты на вхождение в Европу (которые практически полностью реализовались, например, для стран Прибалтики) оказались иллюзорными, поскольку на Западе начался новый кризис, и конца ему не будет, поскольку дошла до предела сама модель развития: расширять рынки дальше - просто некуда.
Что это значит? Это значит, что «движение на Запад» стало бессмысленным: ресурсов не хватает для своих, не то что для неофитов. Это значит, что прозападные политические силы во всех странах, которые туда стремились с конца 80-х, попадают в череду перманентных кризисов, причем особенно тяжело придется тем странам, которые любую антизападную оппозицию уничтожили «как вид». Россию это тоже ждет, но чуть позже, когда из-за падения мирового совокупного спроса резко сократятся цены на энергоносители. Мы с Украиной - в одной лодке; давайте отдавать себе в этом отчет, нравится это кому-то или нет. Так что события на Украине – это только первая ласточка. То же ждет и многие другие страны, даже те, которые уже вступили в НАТО и ЕС, поскольку законы экономики еще никто не отменял, а денег на всех точно не хватит.
Да, их элиты будут драться за свои позиции железной рукой, много жестче, чем так ненавидимые ими коммунисты. Я думаю, что мы еще дойдем до разгона демонстраций пулеметами на улицах Будапешта и Праги, но процесс в целом остановить не получится: улучшения жизни населения в рамках «западной» парадигмы на глазах нашего поколения не будет. А значит, те, кто не успел вступить «в Запад», априори оказались в лучшей ситуации. И им сейчас необходимо начать всерьез разговаривать на тему о том, как им вместе строить некое новое образование, новую модель развития. Еще раз повторю – именно вместе, потому что строить что-то большое и серьезное в одиночку не получится. Причем вполне можно приглашать и те страны, которые давно и серьезно выбрали Запад, если они достаточно четко осознали, что этой модели пришел конец. Но главную роль должны играть именно те, кто еще недостаточно «заразился» западным образом мысли – поскольку эти стереотипы будут только мешать. В общем, время строить новое пришло. И пусть пока разговор пойдет только о проектах – это уже серьезный шаг. А к тому времени, когда уже всем станет ясно, что нужно именно строить, проект (хочется на это надеяться) будет готов.
Михаил Хазин
Комментарии