Кто обваливает рынок?

На модерации Отложенный

Весь последний месяц политизированные граждане жили в основном событиями вокруг очередного конфликта на Кавказе и его последствий. При этом немного подзабыв мудрые слова классиков марксизма-ленинизма о том, что война – всего лишь продолжение политики иными средствами, а сама политика – концентрированное выражение экономики.

Может, тогда действительно стоит повнимательнее присмотреться к происходящим в России экономическим процессам? Ведь в этой сфере, жизненно важной не только для "политических животных", но и типичных обывателей — зависимость человека от пресловутой "колбасы" еще никто не отменял — уже давно неладно, дорогие господа-товарищи!

После того как биржевые индексы достигли своего исторического максимума сразу же после инаугурации Дмитрия Медведева, они вскоре медленно но верно поползли вниз. Если еще в мае оптимисты уверяли "дорогих россиян", что к концу года РТС может "пробить" отметку аж в 3000 пунктов, то сегодня он опустился ниже 1600! И далеко не пессимисты, а самые что ни на есть реалисты всерьез говорят про "закатывание под плинтус" 1500 пунктов.

После начала войны в Южной Осетии резко понизился и курс рубля по отношению к доллару, хотя справедливости ради грех не заметить: неприятности с экономикой, в том числе и существенное падение темпов ее прироста, начались не только до вооруженного конфликта. Нехорошая тенденция проявилась еще до истории с "Мечелом", а все последующее лишь усугубило ее.

Нам говорят: то, мол, "процесс мировой"! И началось все с ипотечного кризиса в США, с замедления темпов прироста и падения розничных продаж в Евросоюзе, а Россия, как бы она не противопоставляла себя "проклятому" Западу, все же серьезно от него зависит. Так-то оно так, но все-же не эти ли самые "теоретики" еще недавно уверяли, что наша страна в условиях нового мирового кризиса может стать своего рода "тихой гаванью" даже для спекулятивных капиталов всяких там соросов. А на практике вышло, что обвал рынка в России идет еще быстрее, чем на Западе! И ежу понятно, что все эти негативные тенденции не в интересах нынешней правящей элиты, ибо они прежде всего наносят удар по ее доходам. Они и не в интересах российского государства, отчаянно поддерживавшего заболевший рынок (по некоторым данным, именно на эту поддержку в период с 9 по 15 августа было истрачено аж 16,4 млрд.

долларов). Но кому же все в таком случае выгодно?

Рискнем предположить: наши экономические проблемы — прямое следствие названного еще полгода назад экономистом Андреем Илларионовым "разрушения основных институтов государства и гражданского общества", а также констатированного журналистом Юлией Латыниной "распада России на неподконтрольных центральной власти холуев". Конкурирующих друг с другом, и даже на краю пропасти выхватывающих друг у друга изо рта лакомые куски. И история с "Евросетью", в которой "неожиданно" всплыло все: и известные еще три года назад "серые схемы", и приключившееся пять лет назад похищение собственного менеджера.

Сам совладелец компании Евгений Чичваркин объясняет обыски в своем офисе так: "У меня есть подозрение, что к этому причастна группа лиц, которые занимаются товарным трейдингом. Заведенные уголовные дела никакого отношения к деятельности компании не имеют. Мы не бандиты, мы – обычные коммерсанты. Просто есть люди, которые путают чистую прибыль с выручкой. У меня есть подозрение, что это просто месть".

А некоторые инсайдеры считают, что в случае с торговцами мобильными телефонами столкнулись интересы финансовых кланов, близких к столичному градоначальнику, и силовиков, мечтающих прикупить компанию по дешевке. Мол, пока, по их данным, на ней "повисла" задолженность, а покупать за полную стоимость – означает "покупать" и долги. А тут как раз под рукой оказался слив информации от обиженного менеджера "со связями", и появилась возможность "раскрутить дело", осуществив в итоге очередной эпизод "бархатной реприватизации" по Шварцману.

Разумеется, история с "Евросетью" тоже никоим образом не отразится благоприятно ни на биржевых индексах, ни на курсе рубля. Зато в краткосрочной перспективе вполне может принести свои дивиденды отдельным "акционерам в штатском", а в долгосрочной – воплотить в жизнь их довольно мрачные изоляционистские фантазии.

Сергей Петрунин