Почему РПЦ не спешит признавать Абхазию и Южную Осетию

Русская православная церковь с опаской относится к идее объявить Южную Осетию и Абхазию своей канонической территорией. Пока единственным официальным комментарием на эту тему, как сообщает "НГ-религия", остается заявление официального представителя Московского Патриархата Всеволода Чаплина, сделанное 26 августа: "политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться в каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквями".

Тем самым РПЦ признает Южную Осетию и Абхазию канонической территорией Грузинской православной церкви (ГПЦ). Католикос-патриарх Грузинской православной церкви Илия II уже ясно определил свою позицию, когда 28 августа призвал грузин молиться за возвращение Абхазии и Южной Осетии и заявил, что "сегодня мир на стороне Грузии".

Вопрос об отношении к Южной Осетии и Абхазии – принципиальный для обеих церквей.

В Грузии растет популярность ГПЦ и одна из идей, обсуждающихся среди грузинских оппозиционеров, состоит в том, чтобы предложить обществу заменить президента Саакашвили конституционной монархией. В качестве монарха предлагается Илия II или его преемник.

Между тем, в РПЦ не прекращается борьба за кандидатуру преемника нынешнего патриарха Алексия II.

Лидер умеренного крыла митрополит Кирилл высказывается по вопросу Южной Осетии и Абхазии предельно осторожно. Он призвал Церкви держаться в стороне от "историософских споров" и предоставить право решать политические проблемы политикам.


Фундаменталистское крыло в РПЦ занимает противоположную позицию. Примером может служить открытое обращение гендиректора православного телеканала "Спас" Александра Батанова, опубликованное 18 августа на сайте телеканала. В нем Священному Синоду РПЦ недвусмысленно предлагалось "в связи со ставшей окончательно очевидной невозможностью дальнейшего церковного окормления Грузинской православной церковью территорий Абхазии и Южной Осетии принять под омофор Московского Патриархата Сухумо-Абхазскую и Аланскую (Южно-Осетинскую) епархии", а также "обратиться к епископу Аланскому Георгию (Пухаеву) с предложением о принятии его в сущем сане в лоно Русской православной церкви".

Кроме того признание Южной Осетии и Абхазии своей канонической территорией серьезно осложнит и без того непростое положение РПЦ в православном мире и ее общение с другими.
церквями.

Положение Грузиской православной церкви представляется более простым, поскольку ее отношение к вопросу Южной Осетии и Абхазии не противоречит ни позиции государства, ни настроениям, превалирующим в обществе.

Русская православная церковь вынуждена учитывать целый ряд внутренних и внешних обстоятельств, в силу чего оказалась сейчас в непривычном для себя положении – оппозиции по отношению к внешнеполитическим новациям государства.