Удержится ли экономика России на американских \"качелях\"?

На модерации Отложенный

Россия очень зависима от циклов международной конъюнктуры. В настоящий момент мировая экономика переживает период неуверенности. И России не удастся остаться в стороне от этих тенденций. Вопрос лишь в том, как сильно повлияет общая нестабильность на хозяйственные процессы в нашей стране.

Сегодня уже можно говорить о позитивных тенденциях в российской экономике. Они возникли еще в 1997 г., когда был создан каркас рыночного хозяйства. Подъем был прерван финансовым кризисом в Юго-Восточной Азии и аномально низкими ценами на нефть в 1998 г. и последующим затем дефолтом. Рост возобновился в 2001 г. И с того момента экономика росла в среднем на 7% в год. В начале рост был восстановительным за счет использования старых мощностей. Начиная с 2003–2004 гг. он перешел на инвестиционный этап. Одновременно увеличиваются инвестиции темпами свыше 10% в год, а в 2007 г. они возросли более чем на 20%. Это позволило добиться возрастания доходов населения примерно на 11% в год.

Представление о том, что экономический рост целиком порожден высокими нефтяными ценами, не верно. Он возник еще в 1997 г., когда цены на нефть были низкими. Тогда же началась и реальная диверсификация российской экономики. Наиболее динамично растущей отраслью стало машиностроение, оно увеличивало производство продукции на 11%, а выпуск электрооборудования – на 15% в год. В целом же темпы роста обрабатывающей промышленности существенно превышают аналогичные показатели ресурсных отраслей.

При этом темпы структурных изменений в последнее время сильно замедлились по сравнению с началом века. Хотя в 2007 г. был принят ряд принципиальных решений, направленных на диверсификацию экономики: разделение бюджета на общий и нефтегазовый, разделение стабилизационного фонда на резервный фонд и фонд будущих поколений, резкий поворот в миграционной политике от наносящей вред экономики к стимулированию легальной эмиграции.

Правда, в октябре 2007 г. Россия находилась на грани серьезного банковского кризиса, вызванного событиями на мировых финансовых рынках. Кризис был преодолен оперативным вмешательством ЦБ.

Локомотив зачихал

За последнее время в России подготовлен ряд важных прогнозных документов о развитии страны на предстоящий период. Однако согласно анализу, проведенному специалистами Института переходной экономики, они выполнены так, как будто цикличность мировой, в том числе и российской экономики, навсегда преодолена. Причина такого подхода в том, что когда в России были созданы основы рыночного хозяйства, к изучению ее состояния применялся тот инструментарий, который использовался в мировой науке. А в основе этого инструментария – цикличность экономической конъюнктуры. И возник соблазн применить эти методы к России.

Но результаты разочаровали, появилось огромное число не оправдавшихся прогнозов. И это понятно, так как весь этот богатый набор инструментов выработан для стабильных экономик, где колебания между ростом в 4% и падением на 1% – повод для настоящей паники. Но в переходной экономике масштабы колебаний в рамках цикла просто не сопоставимы.

Сейчас, когда Россия вступила в период устойчивого роста, динамика мировой конъюнктуры становится важнейшим фактором влияния на российское народное хозяйство. Главным мотором мировой экономики на протяжении последних 50 лет является экономика США. По паритету покупательной способности она составляет 20% мирового ВВП и 25%, если считать в текущих валютных курсах; ей принадлежит 40% капитализации мировых финансовых рынков. Отсюда влияние этой страны на глобальные хозяйственные процессы.

За последние полвека американская экономика пережила ряд рецессий. При этом сложно вывести какие-то временные циклы их возникновений. Изменились и характеристики рецессии. Восьмидесятые годы отмечены снижением средних колебаний темпов роста; периоды неблагоприятной и благоприятной конъюнктуры сократились. При этом возрос эффект распространения влияния этих процессов; кризисные явления американской экономики передаются другим странам быстрей, чем раньше.

Последнее десятилетие отмечено ростом глобальных дисбалансов. 20 лет назад отношение совокупных дефицитов платежных балансов к мировому ВВП находилось на уровне 2–2,5%, сейчас – 5,5–6%. А в условиях открытых рынков капитала любая рецессия в США влияет на другие экономики гораздо сильней, чем раньше.

Однако реакция финансовых игроков на американские неурядицы носит устойчивый, но в чем-то парадоксальный характер. Если экономика Штатов больна, то инвесторы должны уходить из страны на другие рынки. Однако они ведут себя прямо противоположным образом; когда в экономике США плохи дела, когда по этой причине в мировой экономике они не лучше – капитал пытается укрыться в надежной гавани. А в качестве нее он рассматривает американские причалы. Именно так развивались события во время рецессии в 2001 г.

Рысаки подвели

Для России в этой ситуации важно то, что снижение темпов глобального экономического роста в диапазоне до 3% ведет к радикальному изменению на рынках экспорта российской продукции. И в первую очередь на рынке нефти, нефтепродуктов, газа и металла. В 1998 г. темпы экономического роста мировой экономики снизились всего на 1,4%. Темпы падения цен на металлы и углеводороды измерялись двухзначными числами. В 2001 г. мировой ВВП упал на 2,3%. Цены на нефть, которые росли со скоростью 60% в год, упали на 10%. Примерно та же картина по металлу.

Рецессия порождает радикальные перемены на рынке капитала, его приток сменяется резким оттоком. Тому есть множество примеров. В начале 90-х гг. одним из самых привлекательных для инвестиций стран считался Таиланд. В 1996 г. положение там ухудшилось, приток капитала снизился на 25% национального ВВП, и вместо роста на 9% он упал на 10%.

Влияние США на мировую экономику происходит по двум главным каналам. Первый – через торговый баланс. Экономический спад в стране ведет к сокращению экспорта товаров в Америку. А ведь это 20% мирового импорта. Второй канал проложен через мировые финансовые потоки.

Сейчас в США идет оживленная дискуссия, столкнется ли страна с новой рецессией. Бывший глава ФРС Алан Гринспен оценивает вероятность этого в 50%. Но в любом случае темпы роста снизятся. Об этом свидетельствуют увеличение безработицы, очень низкий уровень предрождественских продаж. Объем жилищного строительства сократился на 25% и находится на самом низком уровне за последние 26 лет. С балансов крупных банков были списаны убытки. Закономерно, что прогноз МВФ по росту мирового ВВП в 2008 г. снижен с 5,2% до 4,8%. И это не предел. Журнал «Экономист» изобрел индекс определения состояния американской экономики – сколько раз за день в газетах «Нью-Йорк пост» и «Вашингтон таймс» упоминается слово «рецессия». Этот показатель позволил хорошо спрогнозировать прежние спады. Сейчас этот индекс находится на самом высоком уровне с 2001 г.

Особенность нынешнего этапа развития событий в том, что неполадки в экономическом механизме затронули банковскую систему. А практика показывает, что в таких случаях выход из кризиса требует 2–3 лет. К тому же нынешнее положение на рынке недвижимости США напоминает ситуацию на рынке недвижимости Японии в конце 80-х гг. Японская экономика выходила из нее более 10 лет. Поэтому легко Америка из лап депрессии не вырвется.

Эксперты надеются, что Китай, Индия вытащат мировую экономику из депрессии. Однако падение темпов роста ВВП в США на 1% приводит к снижению объема китайского экспорта на 4%. И к снижению темпов роста китайского народного хозяйства на полпроцента. По оценке руководства КНР, экономика страны перегрета; если в предыдущий период она росла со скоростью в 9–10%, то в 2007 г. спидометр показал 11%. Это произошло на фоне ускорения инфляции, в заключительном квартале 2007 г. она подошла к отметке 7% в годовом исчислении. Это серьезный вызов, ответом на который станет ужесточение кредитно-денежной политики и, следовательно, снижение темпов развития. Если случится замедление роста экономик этих двух лидеров, то это неизбежно скажется на всем мире.

Еще один крупный игрок – Еврозона. Но она сильно страдает от проблем с текущими курсами, особенно с китайским юанем, который, как известно, не является конвертируемой валютой. В итоге рынки реагируют весьма бурно на возникающие трудности; начинается быстрый рост курса евро к доллару, что наносит ущерб европейскому экспорту. И скорей всего Европа мотором экономического роста тоже не станет. Ждет замедление и индийскую экономику – в 2008 г. примерно на 1%.

Забудьте о высоких темпах

Современная российская экономика сильно зависит от состояния мировой экономики. Когда в 2001 г. в США возникла рецессия, темпы роста в России упали в 2002 г. более чем на 5% при общем падении мировой экономики на 2,3%. Это связано с тем, что 80% российского экспорта приходится на нефть, газ и металл.

В любом случае в мировой экономике период высоких темпов роста закончен. Поэтому интересен мировой опыт: как справлялись, в частности, американцы со своими экономическими неурядицами. В период администрации Клинтона экономические успехи были использованы для улучшения бюджетного баланса. Между 1992 и 2000 г. он изменился на 8% ВВП. Это позволило для борьбы с возникшей при администрации Буша в 2001 г. рецессией снижать учетную ставку до 1%. После чего темпы роста экономики оказались близки к тем, что были при Клинтоне. А вот бюджетный баланс изменился всего на 2% ВВП. Это создает серьезные проблемы для формирования пакета антикризисных мер, так как у нынешних хозяев Белого дома нет возможностей, которые были в 2001 г. Иными словами, мы имеем две модели политики: Клинтона – антициклическую и Буша – циклическую.

А как на этом фоне выглядит российская политика? До 2004 г. она строилась по образцу Клинтона. В условиях благоприятной конъюнктуры быстро улучшали бюджетный баланс. В 2006 г. бюджетная политика стала нейтральной, а в 2007 г. – проциклической, то есть направленной на поддержку экономического роста за счет ослабления бюджетной дисциплины. Это происходит на фоне очевидных признаков перегрева российской экономики. На протяжении предшествующих 7 лет инфляция снижалась, а в 2007 г. она выросла. Начиная с 2004 г. у нас быстро растет реальная заработная плата на фоне нехватки рабочей силы.

Быстро растущее российское народное хозяйство привлекает все больше капитала. Но для развивающихся экономик характерен и его быстрый отток. У нас очень сильно снизился госдолг, но одновременно бурно растет величина коммерческой задолженности. И это происходит в заключительной фазе благоприятной экономической конъюнктуры, когда было выгодно занимать. Но никто не гарантирует, что в 2008–2010 гг., когда наступит время рефинансировать часть этих средств, удастся их получать на хороших условиях.

Сегодня в России сформированы резервы, позволяющие управлять ситуацией с ликвидностью. В краткосрочной перспективе рецессия США нам не угрожает большими неприятностями, ресурсы, чтобы с ней справиться, имеются. Но при условии проведения ответственной экономической политики. Можно ли ее гарантировать? В последние 8 лет в России крайне быстро росли бюджетные доходы. Такое происходило и в других странах. По выражению бывшего президента Мексики Лопеса Портильо, в подобной ситуации «нужно управлять ростом благосостояния». Это крайне приятно, но когда доходы падают, наступает отрезвление.

Возможное снижение роста экономики с 7% до, предположим, 2% неприятно, но не катастрофично. Американское народное хозяйство раз в 10 лет показывает отрицательные темпы роста. Но Америка живет и процветает. Однако у нас подобное развитие событий может стать прологом для совершения серьезных ошибок. Особенно в условиях смены власти. При прежней администрации экономика быстро росла. Если при новой рост затормозится, есть опасность, что руководство государством начнет ослаблять денежно-кредитную политику с целью поддержания прежних темпов. А это способно привести к очень серьезным экономическим неприятностям.

Владимир Гурвич