Шредер всех утомил своим дружелюбием к русским?

На модерации Отложенный

Адвокат Герхард Шредер выбрал для себя хорошее занятие: защищать высшее политическое руководство Москвы перед лицом Германии. В понедельник вечером в Берлине он делал это так убежденно – если не убедительно – что вчера, почти вся пресса почувствовала, что должна отреагировать на это. В изложении газеты Süddeutsche Zeitung – издания левых реформистов, которое в прошлом, в бытность его канцлером, часто поддерживало Шредера, – его отношение к грузинскому кризису выглядит так: "Запад допустил ошибки, Москва почти все делала правильно".

Шредер выступал на платном ужине одной из неправительственных организаций, 150 евро с человека. Ни для кого не была неожиданностью его твердая поддержка Кремля: его традиционная позиция стала еще более ясной, когда он стал председателем наблюдательного совета компании, контролируемой российским "Газпромом, которая занимается прокладкой газопровода между Россией и Германией по дну Балтийского моря. Однако на сей раз экс-канцлер превзошел самого себя. Он сказал, что войну в Грузии развязали грузинские войска; что ж, с этим фактом соглашаются многие. Затем он пояснил, что премьер-министр Владимир Путин и президент Дмитрий Медведев, как, вероятно, и все русские, ощущают себя как в кольце осады, особенно после того, как Вашингтон решил разместить элементы противоракетного щита в Восточной Европе; это утверждение показалось спорным, но приемлемым.

Однако потом бывший канцлер заявил, что в числе многочисленных ошибок Запада – признание независимости Косово, относительно которого он сам изначально высказывался против.

Сегодня, сказал он, факты подтверждают его правоту: это стало примером для всех уголков мира, где провозглашают независимость. Вот от этого заявления многие пришли в изумление: ситуацию в Косово нельзя сравнивать с ситуацией в Южной Осетии и Абхазии.

Но это не все: и решение Европейского союза заморозить второй этап своего партнерства с Россией Шредеру показалось чрезмерным. Он сказал о "спирали конфронтации, из которой нам нужно выйти как можно быстрее".

Путин – счастливый человек: складывается впечатление, что люди, которые когда-то были его друзьями, никогда его не покидают. В Германии, однако, многие задаются вопросом о том, почему Шредер так поддерживает российскую позицию. Вознаграждение, которое он получает от "Газпрома", не может быть достаточным объяснением. Ответ, вероятно, в политическом противостоянии, возникшем в Германии по вопросу будущих отношений с Москвой после грузинских событий. И в желании оказать влияние на выбор Социал-демократической партии Германии, его СДПГ, которая в настоящее время переживает кризис. Совершенно очевидно, что если бы "этот" Шредер все еще был канцлером, Берлин воспринимался бы политической периферией Москвы. "Медведев и Путин, – сказал он в недавнем интервью изданию Spiegel, – думают не о войне, а о том, как бороться с коррупцией и авторитаризмом у себя дома", причем "в дружбе и взаимном уважении, не конкурируя друг с другом, как довольно часто утверждают проницательные журналисты". Ну, если он так говорит...

Данило Таино