Почему начинались первобытные войны?
На модерации
Отложенный
Храбрость и безрассудство на алтарь любви? Старо как мир, но отнюдь не бессмысленно. Американские учёные построили модель первобытного общества и пришли к выводу: мужчины подвергали себя смертельному риску ради возможности передать свои гены как можно большему числу партнёрш.
Недавно мы уже писали об археологических свидетельствах битв за прекрасный пол эпохи неолита. Однако эволюционные основания такого поведения оставались неясными.
Действительно, с точки зрения здравого смысла гораздо продуктивнее убежать, тем самым сохранив свою жизнь (и наследственную комбинацию), чем вступать в вооружённое столкновение с неминуемым летальным исходом хотя бы для одной из сторон.
Лоран Леманн (Laurent Lehmann) и Маркус Фельдман (Marcus Feldman) из Стэнфорда (Stanford University) решили в очередной раз потрясти фрейдистские комплексы войны и построили популяционную модель общества охотников-собирателей.
Отчёт об этой работе опубликован в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Ранее уже были попытки реализовать аналогичные концепции, но, по словам авторов исследования, они не вполне учитывали миграцию, размер общины и ряд других существенных факторов.
Биологи построили модель общества, живущего в условиях предельной эксплуатации ресурсов, то есть с численностью популяции, близкой к максимальной.
В награду за нападение "бойцы" получали дополнительных самок из чужого племени, а их собственные женщины – имущество и земли "в хозяйство".
Расчёты показали, что мужчины, несмотря на то что значительная часть из них погибала, всё равно играли в своеобразную генетическую рулетку – вознаграждение в виде спаривания оправдывало риск быть убитым.
Более того, некоторые из раненых в бою всё равно успевали передать свою ДНК завоёванным самкам.
"Воинственность и храбрость, безусловно, имеют своими основаниями награду в виде дополнительных возможностей передачи генов", — считает доктор Леманн.
Ранее ряд исследователей полагал, что в описанной ситуации работает механизм, схожий с моделью воспроизводства у пчёл или муравьёв, когда часть колонии жертвует своей способностью к размножению, поскольку их ДНК всё равно передаётся – с маткой.
Однако полученные результаты эту версию не подтвердили. Даже в тех популяциях, где мужчин более 50 (то есть близкородственные связи не так сильны), признаки агрессивности и безрассудства всё равно наблюдались и соблюдались в полной мере.
Комментарии