Как выжить пассажирам – жертвам авиакомпаний-банкротов

На модерации Отложенный

Проблемы авиационного альянса AirUnion не разрешены. Это значит, что минимум до конца недели пассажиры этой компании продолжат часами ожидать вылетов. Их количество уже исчисляется тысячами. Пассажиры задержанных рейсов авиакомпаний, входящих в альянс AirUnion, стояли, сидели, лежали – другими словами, часами и даже сутками ждали вылетов своих самолётов во всех крупных аэропортах страны. Их уже окрестили заложниками керосинового кризиса. Ведь именно из-за долгов за керосин самолёты не могли покинуть аэропорты.

В начале прошлой недели в дело вмешался премьер-министр РФ Владимир Путин, ситуация перешла под личный контроль вице-премьера РФ Сергея Иванова. Тем не менее к пятнице вмешательство чиновников помогло только пассажирам, вылетавшим из международного аэропорта Домодедово. В аэропортах в регионах люди продолжали ждать. Юристы утешают пострадавших: по их мнению, у людей есть шанс вернуть деньги за авиабилеты или потребовать возмещения морального ущерба. Представители альянса AirUnion шли навстречу всем желающим и расставляли необходимые печати и штампы для последующих жалоб. В этот момент люди не знали о том, что через некоторое время им, вероятно, просто не у кого будет требовать возмещения своих трат.

Это началось две недели назад. В понедельник 18 августа стало известно о том, что пассажиры не могут вылететь из аэропортов Красноярска и Норильска. Впрочем, поскольку задержка рейсов не редкость, на проблему никто не обратил внимания. В следующий понедельник – на прошлой неделе – время лёгких решений безвозвратно ушло. Ситуация распространилась на московский аэропорт Домодедово, аэропорты Санкт-Петербурга и даже Пекина. Пассажиров стало слишком много, чтобы быстро справиться с их перевозкой. В середине прошлой недели количество пострадавших превысило 4 тыс. человек. При этом задержки уже длились не часы, а сутки. Возможность сдать билеты или поменять их на билеты другой авиакомпании отсутствовала – пассажирам отказывались возмещать стоимость перелёта. В Казани ожидающим пришлось сидеть четверо суток, рейса из Южно-Сахалинска во Владивосток пассажиры ждали пять суток.

По закону при задержках рейсов на несколько часов авиакомпании должны предоставлять пассажирам напитки, горячее питание, телефонные звонки и возможность выхода в Интернет. Если задержка превышает восемь часов, авиакомпания обязана размещать пассажиров в гостиницах. Относительно повезло тем, кто вылетал из Домодедова или из аэропортов за рубежом. «За рубежом о российских туристах позаботились туроператоры: их разместили в гостиницах, там они ждут вылетов», – рассказала «Нашей Версии» начальник пресс-службы Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. В Домодедове представители альянса выдавали пассажирам талоны на горячее питание и напитки. «Правда, талоны выдавали на сумму 250 рублей. Если учесть цены в аэропорту Домодедово, можно догадаться, что на эти деньги купить там ничего невозможно. Тем не менее даже с талонами на такую сумму за едой стоят трёхчасовые очереди», – поделилась Тюрина. При этом, по её словам, в региональных аэропортах дело обстоит ещё хуже: талонов или не хватает на всех, или их не дают вовсе.

Пассажиры рейса из Южно-Сахалинска оплачивали гостиницу и питание сами, поскольку представители альянса за пять суток к ним так и не вышли. Люди грозились перекрыть доступ к регистрационным стойкам других авиакомпаний, чтобы парализовать работу аэропорта и таким образом привлечь к себе внимание. Официальная причина задержек рейсов – неоплаченный керосин. За последние несколько месяцев цены на него выросли на 70%, стоимость тонны авиационного топлива в июле в московских аэропортах превысила 36 000 рублей, а на Сахалине – 41 600 рублей. Это гораздо выше, чем в европейских аэропортах, что само по себе странно для страны-экспортёра. Авиакомпании стали чуть ли не еженедельно повышать топливные сборы.

Дольше всех среди российских компаний держался лоу-костер Sky Express. Но и он в итоге повысил цены на билеты втрое только за последний год. Во всём мире авиакомпании или работали в долг, или просто прекращали полёты. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, объединяющей более 240 авиакомпаний по всему миру, за первое полугодие этого года 25 авиакомпаний прекратили работу. Такую ситуацию в ассоциации называют беспрецедентной. В России эксперты ещё в начале лета прогнозировали надвигающиеся банкротства. И вот первая ласточка.

По данным некоторых экспертов, AirUnion задолжала поставщикам топлива 1 млн.

долларов, и они попросту отказались заправлять самолёты авиакомпаний – членов альянса: «Красноярские авиалинии», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс». Долг одних только «Красноярских авиалиний» составляет свыше 200 тыс. долларов. Убытки альянса за первое полугодие превысили 230 млн. рублей, и это не считая просроченных выплат за аренду самолётов. Впрочем, в самом AirUnion эти цифры называют преувеличенными. Вице-премьер РФ Сергей Иванов ещё в прошлую среду заявил, что взял ситуацию под личный контроль и пообещал помочь с отправкой всех пассажиров.

Такое оперативное вмешательство российских чиновников удивлять не должно. Альянс AirUnion создавали как альтернативу компании «Аэрофлот». Сегодня он на 51% принадлежит государству и как раз сейчас находится в процессе передачи государственной компании «Ростехнологии». По решению правительства именно «Ростехнологии» должны были оплатить топливо авиакомпаний альянса, чтобы самолёты снова смогли взлететь. Впрочем, несмотря на обещания вице-премьера, и в среду вечером, и в четверг ночью люди всё ещё продолжали ждать вылетов. Никто не хотел подвести премьера. Просто парк самолётов у альянса AirUnion недостаточно велик, чтобы за сутки перевезти пассажиров, которые накопились в аэропортах за целую неделю.

Вице-премьер надеялся на помощь других авиакомпаний, которые могли бы предоставить свои борта или взять пассажиров на свои рейсы. Но подобное решение требовало бумажной волокиты, оперативно отреагировать успела только авиакомпания «Трансаэро». «Аэрофлот» и «Сибирь» до вечера четверга ещё не брали на свободные места пассажиров с чужих рейсов, пытаясь уладить вопрос с компенсациями за перевозки. В итоге Иванову пришлось заново выступать с тем же обещанием, но на этот раз дата восстановления нормальной работы сдвинулась на пятницу 29 августа. А пассажирам из Южно-Сахалинска пообещали вылет не раньше 30 августа. Тем временем Росавиация приняла свои, довольно жёсткие меры по отношению к альянсу. К примеру, AirUnion было запрещено продавать авиабилеты на зимний сезон. Тем же, кто уже стал жертвой задержек или станет на этой неделе, юристы советуют не теряться.

По закону даже задержка рейса – повод для взыскания компенсаций. А отказ авиакомпании возвращать деньги за билет – это и вовсе подсудное дело. «В соответствии со 120-й статьёй Воздушного кодекса РФ пассажир имеет право на штраф в размере 25% от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки. Впрочем, общий штраф не должен превышать 50% стоимости авиабилета», – рассказал «Нашей Версии» специалист юридической компании «Персона Грата» Юрий Новосёлов. Эта статья не распространяется на случаи форс-мажора, то есть когда рейс задерживается из-за неисправностей самолёта, которые угрожали бы жизни и здоровью пассажиров, а также из-за погоды.

Впрочем, в случае с AirUnion никаких обстоятельств непреодолимой силы у компании не наблюдалось. «Поэтому каждый пассажир в течение полугода после даты перелёта имеет право обратиться с письменным требованием в компанию – и она в течение 30 дней с момента получения обращения должна возместить ущерб. В ином случае можно смело обращаться в суд», – пояснил Новосёлов. Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, пассажир вправе предъявить претензии перевозчику прямо в аэропорту пункта отправления или прибытия. Сроки ответов авиакомпании на претензию остаются теми же. Среди пассажиров рейсов AirUnion были те, кто пытался сдать билеты и не смог. В этом случае стоит сохранить билет и обратиться к перевозчику для получения в нём специальной отметки. Впоследствии именно этот билет станет документом, подтверждающим, что пассажир вынужденно отказался от перевозки. Желательно одновременно потребовать от перевозчика документ, поясняющий обстоятельства задержки. С этими документами можно обращаться с требованием возместить стоимость билета и провоза багажа по месту покупки билета или в офис авиакомпании. По словам очевидцев, представители AiRUnion расставляли штампы о задержке рейсов всем желающим. Но возврат денег за неиспользованные билеты или получение компенсации может оказаться проблемой: в правительстве решаются вопросы о назначении в AiRUnion кризисного управляющего и банкротстве компании.

Татьяна Львова